3 мая суд в Минске приговорил экс-редактора оппозиционного телеграм-канала NEXTA Романа Протасевича к восьми годам лишения свободы. Двум другим обвиняемым по делу NEXTA – Степану Путило и Яну Рудику, которых судили заочно, – дали 20 и 19 лет лишения свободы соответственно. Их обвиняют в совершении не менее 1586 преступлений. Среди них: разжигание социальной вражды, организация массовых беспорядков, публичные призывы к захвату государственной власти, террористические акты, создание экстремистского сообщества и руководство им, клевета и публичное оскорбление президента. Прокурор запрашивал для Протасевича 10 лет лишения свободы.
Во время последнего слова в суде Роман Протасевич попросил не лишать его свободы, а также заявил, что его "использовали сначала в Варшаве, потом в Вильнюсе". Он добавил, что "считает большой ошибкой попытку добиться перемен через раскол общества". Протасевич пообещал, что "будет работать на благо общества и внесет свой вклад в развитие Беларуси".
Обозреватель Белорусской службы Радио Свобода Валерий Карбалевич отмечает, что Протасевич рассчитывал на то, что режим Александра Лукашенко вознаградит его за сотрудничество и, возможно, помилует. Пока что, по мнению Карбалевича, ожидания Протасевича оправдываются: даже после оглашения приговора он остался на свободе. У Протасевича есть десять дней на обжалование приговора.
Взлёт
Протасевич принимал участие в акциях протеста против режима Лукашенко, ещё будучи школьником. Из-за его гражданской позиции его отчислили из лицея, а позже – с факультета журналистики Белорусского государственного университета. Протасевич получал журналистскую стипендию имени Вацлава Гавела, которую учредили Радио Свободная Европа/Радио Свобода и МИД Чехии.
Протасевич был использован властью в своих целях, а потом его выплюнули
В 2019 году Протасевич присоединился к команде редакции NEXTA, а в начале 2020 года запросил политического убежища в Польше. Канал NEXTA был основан Степаном Путило в 2015 году, но пик его славы пришёлся на протесты после выборов 2020 года, результаты которых, по мнению многих политиков и международных организаций, были сфальсифицированы. Аудитория телеграм-канала NEXTA, которым занимался Протасевич, выросла с 300 тысяч до почти двух миллионов человек всего за несколько дней. В редакции работали 4 человека. Путило, по словам Протасевича, "занимался долгосрочными планами, ютьюб и видеоконтентом, а Ян (Рудик) занимался контрпропагандой, противодействуя госСМИ".
Из-за практически полного отключения интернета в Беларуси во время протестов телеграм-канал NEXTA стал для многих белорусов важнейшим источником информации. Редакторы канала никогда не скрывали свою неприязнь к Лукашенко и поддержку протестующих, а некоторые пользователи обвиняли их в излишней радикальности и субъективности. Так, например, канал распространял информацию о том, что в Беларусь для подавления протестов зашёл российский спецназ. Эта информация не подтвердилась. Так или иначе, канал сыграл значительную роль в освещении протестов.
Посадка
23 мая 2021 года самолёт, летевший из Афин в Вильнюс, совершил незапланированную посадку в Минске. Для сопровождения в небо подняли истребитель Миг-29, а диспетчер минского аэропорта настаивал на том, что на борту якобы была заложена бомба. Бомбы в самолёте не оказалось, зато там были Роман Протасевич и его девушка – россиянка Софья Сапега. Позднее диспетчер Олег Галегов, настаивавший на посадке самолёта, уедет в Польшу и даст показания о том, что пилоты самолёта Ryanair получили ложное сообщение об угрозе взрыва в рамках операции, организованной КГБ.
Протасевич и Путило до этого были объявлены Беларусью в международный розыск и внесены в так называемый "список террористов Беларуси". На момент посадки самолёта Протасевич уже не работал в NEXTA и вёл телеграм-канал "Беларусь головного мозга".
Сапегу и Протасевича задержали. Позднее в связанном с белорусскими силовыми структурами телеграм-канале "Жёлтые сливы" появились видеозаписи, на которых Сапега и Протасевич якобы признают вину. Девушка, в частности, "призналась", что вела телеграм-канал "Чёрная книга Беларуси", в котором публиковались личные данные сотрудников белорусских силовых структур. А Протасевич заявил, что он не испытывает никаких проблем со здоровьем и сотрудничает со следствием, а также даёт признательные показания по факту организации массовых беспорядков в Минске. Международное сообщество и белорусские оппозиционные политики посчитали, что видео было записано под давлением.
Страны Запада вскоре после посадки самолёта ввели против Беларуси секторальные санкции и закрыли с Беларусью авиасообщение. Руководство Беларуси обвинили в воздушном пиратстве. Белорусский политолог Артём Шрайбман отметил, что посадка самолёта сильно ударила по имиджу Лукашенко. "Одно дело – разговаривать с автократом, который репрессировал людей, а потом пошел на уступки, другое – с тем, кто перехватил самолет. Как снять с себя новый образ и выйти из этой имиджевой ниши? Загадка", – сказал он.
Протасевич пошёл на сделку не только со следствием, но и с властью в целом
3 июня 2021 года белорусский госканал ОНТ показал "интервью" Протасевича руководителю ОНТ Марату Маркову. Протасевич подтвердил, что признаёт вину и сотрудничает со следствием. Тогда же он сказал, что уважает Лукашенко.
Протасевич попросил не выдавать его в так называемую "ЛНР", "прокуратура" которой якобы получила "достаточные доказательства его причастности к деятельности проукраинской группировки "Азов" и убийствам мирных граждан Донбасса в 2014-2015 годах".
Ранее Протасевич рассказывал журналисту Юрию Дудю, что находился на Востоке Украины и занимался там операторской съемкой как журналист-фрилансер, а также был ранен. Пророссийские журналисты публиковали в своих соцсетях фотографии человека с оружием, в военной форме и шевроном "Азова" на плече, похожего на Протасевича.
Вероятнее всего, человек на фото – белорусский доброволец с позывным "Ким", который давал интервью Белорусской службе Радио Свобода и украинскому изданию "Фокус". "Ким", как и Протасевич, был на Майдане, где получил травму головы, он журналист, как и Протасевич, он тоже получил ранение на войне. Впрочем, "Ким" говорит Белорусской службе Радио Свобода, что ему 22 года. Протасевичу в сентябре 2015 года, когда вышло интервью, было 20. Радио Свобода не может подтвердить, что Роман Протасевич и "Ким" – это один и тот же человек. У Радио Свобода также нет доказательств того, что Протасевич воевал в Донбассе.
Во время "интервью" Маркову Протасевич периодически плакал. Дмитрий Протасевич – отец Романа – предположил, что его сына избивали после задержания, а само интервью – "последствия более чем недельного его пребывания в застенках СИЗО КГБ, издевательств и пыток".
Международное сообщество после выхода этого разговора вновь осудило действия белорусского режима. Директор правозащитной организации Human Rights Watch Кеннет Рот заявил, что публикация видео – "свидетельство жестокости белорусских спецслужб".
у Романа в итоге нет ни свободы, ни чести
14 июня 2021 года Протасевича привели на брифинг белорусского МИДа. Большинство иностранных журналистов и дипломатов, а также представители белорусских независимых СМИ покинули зал, где проходил брифинг. Они объяснили свой поступок тем, что "Протасевича очевидно держат в заложниках".
25 июня 2021 года Сапегу и Протасевича перевели под домашний арест. Они жили в разных квартирах. Позднее, 9 мая 2022 года, спустя три дня после того, как Софье Сапеге был вынесен приговор, Протасевич опубликует пост о том, что они давно планировали расстаться. В конце поста Протасевич объявляет, что женат, и выкладывает фотографию со своей супругой. Лицо на снимке у неё замазано.
7 июля Протасевич вновь завел аккаунты в соцсетях и объявил, что "возвращается к жизни в интернете". Спустя пять дней его аккаунт в твиттере заблокировали из-за нарушения правил сообщества.
Периодически Протасевич появлялся на ток-шоу, а также начал сотрудничать с провластным центром "Системная правозащита". 3 февраля 2022 года он заявил, что планирует подать в суд на компанию Ryanair. Зачем – он не объяснил.
30 декабря 2022 года Генпрокуратура Беларуси направила в суд уголовное дело Путило, Протасевича и Рудика. 16 февраля 2023 года по делу NEXTA прошёл суд. 13 апреля Протасевичу предъявили новое обвинение: в дело добавили статью о "повторном управлении экстремистским формированием". 21 апреля прокурор запросил для Протасевича 10 лет лишения свободы, для Путило и Рудика – 20 и 19 лет соответственно. 3 мая был вынесен приговор: 8 лет колонии усиленного режима Протасевичу, Путило – 20 лет, Рудику – 19. Путило и Рудика судили заочно.
Приговор и итоги
В мае 2022 года Софью Сапегу приговорили к шести годам лишения свободы и признали виновной по двум статьям: "разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни", а также "незаконный сбор либо распространение сведений о частной жизни". В январе 2023 года ей отказали в помиловании. Позже стало известно, что родители Софьи, посоветовавшись с ней, подали ходатайство в российский Минюст о переводе дочки в Россию. Белорусская сторона согласилась выдать Сапегу в Россию. Дело об её экстрадиции будут рассматривать 24 мая в Пресненском суде Москвы.
ему урезали срок вдвое за то, что всех сдал
Протасевич, несмотря на восьмилетний приговор, всё ещё остаётся на свободе. По мнению Яна Рудика, ещё одного фигуранта по делу NEXTA и представителя организации "Рух", он был "тёмной лошадкой":
"Интрига сохранялась до последнего. Всё выглядит в целом логично: если нам [Путило и Рудику] – 20 и 19 лет, то ему урезали срок вдвое за то, что всех сдал. В рамках законодательства Лукашенко это выглядит логично. Они ничего и никому не дарят. Сотрудничество с этим государством никогда не приводило ни к чему хорошему. Это всегда игра в одни ворота. Ему сделали подарок уже потому, что сократили срок. Прокурор просил 10 лет, а ему дали восемь. С их точки зрения, это уже гуманно. Им нельзя верить. Получается, что у Романа в итоге нет ни свободы, ни чести. Мне жаль его. Сложная судьба у парня", – сказал Ян Рудик.
По его мнению, вполне возможно, что 8 лет лишения свободы для Романа Протасевича – это не финальный вердикт:
"Ситуация, которая происходит с Романом, – это спектакль. Это навязанный нам сюжет, который мы не контролируем. Сценарий полностью принадлежит государству. Поэтому вполне возможно, что он не поедет в тюрьму, а даже если поедет, то напишет просьбу о помиловании на имя Лукашенко, и таким образом освободится через пару месяцев. А может и нет", – подытожил Рудик.
В другом интервью Рудик, размышляя о том, почему Протасевич пошёл на "сделку" с властью, предположил, что Протасевича никто не пытал, а "сдал" он всех самостоятельно:
"Как личности его уже не существует, он уничтожен. По моим данным, Романа Протасевича встречал из самолёта известный Артур Гайко (сотрудник ГУБОПиК - белорусской спецслужбы – которому удалось стать одним из администраторов "Чёрной книги Беларуси". Полная история внедрения Артура Гайко в команду "ЧКБ" доступна по ссылке. – РС ), с которым он [Протасевич] был знаком. Насколько я слышал, никто его [Протасевича] не пытал, никто над ним не издевался, его даже пальцем не тронули. Он сам всё сдал. Я бы не сказал, что с ним произошли какие-то изменения. Он приспособился к ситуации, в которой он теперь находится. В этом, возможно, проблема нашей революции: было много случайных людей, которые не были к этому готовы, у которых были разные мотивы. У Ромы, например, потешить своё самолюбие", - сказал Ян Рудик.
Обозреватель Радио Свобода Валерий Карбалевич считает, что дело Протасевича примечательно тем, что оно является своеобразным тестом, который определяет поведение белорусских властей в отношении тех, "кто демонстрирует готовность стать покорным инструментом в игре режима".
Карбалевич объясняет, почему интересно дело Протасевича:
- Протасевич пошёл на сделку не только со следствием, но и с властью в целом: он давал интервью, участвовал в пресс-конференции и стал частью пропагандистской кампании властей, при этом перейдя практически на другую сторону баррикад, всячески критикуя оппозицию и нахваливая Лукашенко.
- Протасевич не выглядел жертвой на экране телевизоров. По мнению Карбалевича, он выполнял новую роль с энтузиазмом и оказался талантливым актёром, "пусть и в трагическом амплуа".
- В-третьих, Протасевич "сдавал" активных участников протестов фактически в прямом эфире, называя фамилии, причём, согласно разным оценкам, говорил и то, чего на самом деле не было. Карбалевич приводит в пример дело Валерии Костюговой.
По мнению Валерия Карбалевича, судьба Протасевича может сложиться по-разному: "Первый вариант: Протасевич был использован властью в своих целях, а потом его выплюнули. В итоге он будет сидеть вместе с другими политзаключёнными до того момента, пока в стране ничего не изменится". Карбалевич не исключает, что белорусский режим продолжит использовать Протасевича в своих целях. Об этом свидетельствует тот факт, что Протасевича не взяли под стражу в зале суда, что обычно происходит после таких приговоров. "Будто бы в ожидании апелляции", – резюмирует обозреватель Белорусской службы Радио Свобода.