На прошлой неделе европейские страны, в основном Франция, Германия и Великобритания, изо всех сил пытались наладить переговоры между Соединенными Штатами, Украиной и Россией. Насколько успешными были их усилия, и приблизили ли они возможное мирное соглашение?
Было намечено несколько встреч на высоком уровне: одна в Париже 17 апреля, другая – в Лондоне шесть дней спустя. Последняя в итоге была "понижена в ранге" после того, как госсекретарь США Марко Рубио и специальный посланник Стив Уиткофф отказались от участия. Как сообщается, причиной отказа стало нежелание Киева согласиться с мирным планом Вашингтона, предусматривающим признание аннексии Россией Крымского полуострова.
26 апреля президент США Дональд Трамп встретился с украинским лидером Владимиром Зеленским перед началом похорон папы римского Франциска в Ватикане, однако ни о каких дипломатических прорывах не сообщалось.
После беседы с несколькими европейскими дипломатами, знакомыми с этим вопросом, стало ясно, что в ответ на это появился некий план действий.
Тактика Европы
Первоочередной задачей европейцев сейчас является удержание американцев "на борту" и поддержание их контактов с украинцами. Насколько успешными окажутся эти усилия, пока неизвестно, поскольку Вашингтон пригрозил уйти, если в ближайшее время не будет достигнут прогресс.
Однако европейские чиновники, с которыми поговорило Радио Свободная Европа/Радио Свобода, считают, что это может быть тактикой, направленной на оказание давления на Украину. Дональд Трамп склонен вести жесткую игру на публике, чтобы затем вернуться за стол переговоров – об этом свидетельствует то, как он вводил и отменял масштабные торговые тарифы в последние недели.
Европейцы стремятся добиться того, что они называют "последовательностью", то есть сначала прекращения огня, соблюдаемого обеими сторонами, а затем установления прочного мира. Предполагается, что это позволит гарантировать соблюдение интересов безопасности Украины – так, что не все будет происходить на условиях Москвы. Есть надежда, что готовность Киева соблюдать прекращение огня в течение последнего месяца – и неспособность России сделать это – показывает, что именно Украина, а не Россия действует из добрых побуждений.
Это также позволило бы европейцам выиграть время для создания международных сил безопасности, которые могли бы быть размещены в западной части Украины – при хоть какой-то американской политической поддержке. Правда, по словам европейских дипломатов, с которыми удалось побеседовать, непосредственное американское участие в этих силах, похоже, исключено.
По словам наших собеседников, сейчас они меньше думают о присутствии "сапог на земле" и больше – о воздушном патрулировании с целью обеспечения безопасности аэропорта Львова и прилегающих районов как транспортного узла Украины. Европейцы также заинтересованы в продолжении военной помощи Киеву. Хотя есть понимание того, что полностью заменить Соединенные Штаты в этом отношении невозможно, есть надежда, что европейские деньги продолжат поступать, а новое правительство Германии, которое присупит к исполнению обязанностей в начале мая, будет более сговорчивым, в частности, в вопросе поставки Киеву долгожданных крылатых ракет "Таурус".
США, "российский" Крым и "кипрская" Украина
Что касается некоторых требований США к потенциальному мирному предложению, то позиция европейцев также предельно ясна. Признания Крыма частью России де-юре с их стороны никогда не будет – если, конечно, Украина сама не согласится на это. Признание де-факто принадлежащими России украинских территорий, которые в настоящее время находятся под контролем российских войск, – другой вопрос. С отказом Украины от членства в НАТО тоже можно смириться. Не стоит забывать о том, что несколько европейских государств фактически спрятались за спину Соединенных Штатов, когда при администрации Байдена те отвергли перспективы приглашения Украины в военный альянс – как на саммите НАТО в Вильнюсе в 2023 году, так и в Вашингтоне годом позже.
Однако конечное членство Украины в ЕС – другое дело. Брюссель и все ключевые европейские столицы категорически заявляют, что Москва в этом вопросе не имеет права голоса. Да и Россия допускает, что Украина может в будущем присоединиться к ЕС. Так называемый кипрский сценарий, который означает, что вся Украина в какой-то момент может считаться частью Евросоюза, в то время как на самом деле туда вступят только те регионы страны, которые находятся под контролем Киева, является наиболее вероятным решением. ("Кипрским" этот сценарий называется потому, что Кипр является членом ЕС, хотя фактически туда входит только южная, населенная в основном греками, его часть; на севере острова уже 50 лет существует не признанная никем, кроме Турции, "Турецкая республика Северного Кипра").
К большому облегчению Европы, на данный момент исключен призыв к новым выборам в Украине – пункт, который, как говорят европейские дипломаты, тихо исчез из американских тезисов после того, как был первоначально упомянут в качестве потенциального условия. Тем не менее Россия все еще может настаивать на этом.
Европа и санкции против России
В то время как Соединенные Штаты предложили России смягчить свведенные против нее санкции, европейцы с этим не согласны. Чтобы отменить эти меры, необходимо единодушие, а его просто нет. Более того, наши источники говорят, что Париж и Берлин хотят усилить давление на Москву и, в частности, принять новые ограничительные меры в ближайшие недели.
17-й пакет европейских санкций против Кремля был в разработке уже после смертоносных российских атак на украинские города Сумы и Кривой Рог в начале апреля. Теперь Брюссель ускорит эти усилия. В рамках отдельного пакета санкций ЕС также завершает работу над замораживанием активов и запретом на выдачу виз 15 россиянам, обвиняемым в подготовке гибридных атак против ЕС.
Как и во всем, что касается России, чиновники ЕС признают, что будет трудно добиться от Венгрии "зеленого света" очередным санкциям, поэтому следующий пакет, скорее всего, будет скорее символическим, чем жестким. Им также необходимо заручиться согласием Будапешта на ежегодное продление более объемных, так называемых секторальных санкций в отношении России в июле. Есть много опасений, что этого не произойдет, поэтому идет поиск альтернатив, чтобы сохранить санкционные меры.
Большинство стран хотят сохранить около 200 миллиардов евро замороженных в ЕС российских активов, не в последнюю очередь потому, что Брюссель хотел бы использовать эту сумму в качестве козыря против Москвы, чтобы заставить ее заплатить за восстановление Украины.
Прибыль от замороженных активов в настоящее время используется для финансирования военных нужд Украины, а кредит "большой семерки" (G7) в размере 45 миллиардов евро на поддержку финансовых потребностей Киева обеспечен замороженными активами РФ в качестве залога. Поэтому Европа хотела бы сохранить хотя бы некоторые санкции в отношении России.