8 сентября сразу у нескольких журналистов из разных областей России прошли обыски по делу бывшего депутата Госдумы Ильи Пономарева. В Екатеринбурге обыску и допросу подвергся главный редактор местного ежедневного интернет-издания "Вечерние ведомости" Владислав Постников, в прошлом – известный в городе гражданский и политический активист.
Илья Пономарев был депутатом Государственной думы России 5-го и 6-го созывов от фракции "Справедливая Россия". В 2015 году Госдума по запросу Генпрокуратуры лишила его депутатской неприкосновенности для расследования по делу о растрате средств фонда "Сколково". После этого он переехал в США, затем получил гражданство Украины и теперь живет в Киеве.
Новое уголовное дело против Пономарева за фейки о российской армии было возбуждено еще 9 августа, но активизировались следователи, когда бывший депутат Госдумы провозгласил себя представителем российского вооружённого подполья и российских формирований, воюющих на стороне Украины. 31 августа в Ирпене под Киевом Пономарёв представил "политический центр российской оппозиции", в который вошли т.н. Легион "Свобода России", "Русский добровольческий корпус" и подпольная "Национальная республиканская армия". Центр возглавил он сам. Никаких ощутимых доказательств, что эти организации существуют в реальности, представлено не было.
Впрочем, власти отнеслись к анонсу всерьез, и председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев" попросил СК проверить "Национальную республиканскую армию" на предмет причастности к убийству Дарьи Дугиной.
"Так только убийц задерживают"
Владиславу Постникову 34 года. Он окончил Уральский государственный университет путей сообщения, был координатором движения Михаила Ходорковского "Открытая Россия", состоял в движении "Голос". Постников входил в УИК с правом решающего голоса, выступал кандидатом в депутаты на выборах в Госдуму и Законодательное собрание Свердловской области от партии "Яблоко", был активистом "Народной инициативы по прямым выборам мэра Екатеринбурга". Главным редактором издания "Вечерние Ведомости" он стал в мае 2021 года.
– Я в эту ночь ночевал не дома, – рассказывает Владислав Постников о начале преследований по делу Пономарева. – Утром 8 сентября я проснулся, заглянул в телеграмм – куча непрочитанных сообщений. Я не мог понять, что произошло. Открыл домовой чат, а там пишут, что у меня в квартире обыски.
"Поводом для обыска стало уголовное дело, возбужденное в отношении Пономарева в Москве. Постников проходит по нему, так как близко связан с Пономаревым", – цитирует ТАСС слова источника в правоохранительных органах. Судя по опубликованной видеозаписи, обыск производился без понятых в отсутствие как хозяина квартиры, так и его адвоката. Закончив свою работу, силовики ушли, заклеив взломанную дверь одной опечатанной бумажкой, нисколько не заботясь о сохранности имущества. После их визита Владиславу пришлось менять не только замок, но и дверь.
Адвокат Постникова Георгий Краснов также впервые узнал о случившемся от журналистов.
– Я могу лишь предположить, что это вряд ли было запланировано. Потому что обычно заранее выставляются условные "сторожа", они отслеживают, где человек будет ночевать сегодня. Исходя из того, что они, заходя, кричали: "Всем лежать!", они вообще не знали, где находится Постников. Многие не понимают в нашей стране, в том числе и я, почему по делам о словах нужно приходить в масках, со спецназом и так далее? Так только убийц задерживают, и то не всегда. Было в целом множество способов, если мы говорим про разумность и человечность, чтобы сделать это более цивилизованно. Но это, увы, не считается незаконным причинением вреда.
Исходя из публикаций в СМИ, Краснов предположил, что обыск у Постникова связан с делом Ильи Пономарёва. Через несколько часов они с Владиславом созвонились.
– Причин бегать и скрываться не было, и мы добровольно пришли в ЦПЭ ГУ МВД по Свердловской области давать показания, – рассказывает он.
В Центре "Э" адвокату и его доверителю предъявили постановление Коптевского райсуда г. Москвы на обыск в квартире Постникова. В документе говорится, что в ходе проверки Пономарева установлен его соучастник – Постников Владислав Владимирович, "который, по имеющимся оперативным данным, передавал Илье Пономареву материалы, используемые последним для дискредитации Вооруженных сил Российской Федерации".
– Крайне непонятно, что может российский журналист, находящийся в Екатеринбурге, за тысячи километров от линии фронта, сообщить по фактуре происходящего в Украине, – рассуждает адвокат Краснов. – То есть Илья Пономарёв находится в Украине, там происходят какие-то события, о которых он сообщает в своем ютьюб-канале, и, по версии следствия, получается, что российские журналисты об этом знают больше, чем сам Пономарёв? Я пока не смог ознакомиться с материалами дела, которые находятся в Москве, и не видел никаких документов, которые бы эту логику хоть как-то объясняли.
В Центре "Э" Постников и его адвокат провели три часа, два из которых ушло на ожидание следователя.
Про партизан я вообще даже не обсуждаю, мне кажется, это какие-то его выдумки ради собственного пиара
– Про Илью Пономарева я мог сообщить только, что он бывший депутат Госдумы, участвовал, по-моему, в протестах на Болотной, вот и все, – говорит Владислав. – Я на Пономарева не подписан и особо не слежу за его действиями. Один раз я прокомментировал в своих соцсетях его одиозные высказывания, которые мне показались дикими: в них он пропагандирует методы индивидуального террора против гражданских лиц, лично для меня это неприемлемо. Про партизан я вообще даже не обсуждаю, мне кажется, это какие-то его выдумки ради собственного пиара. Искать партизан у меня? Я человек открытый, публичный, давно все знают мои взгляды, я приемлю и пропагандирую исключительно мирные методы, очевидно, у них какая-то неверная оперативная информация, если они действительно искали партизан у меня в квартире.
Он и его адвокат предполагают, что Владислава на роль свидетеля и возможного соучастника Пономарева "назначили рандомно".
– Ничего серьезного они не изъяли, что могло бы быть отнесено к делу Пономарева, – говорит Владислав. – Для чего-то забрали два старых плаката. С этими плакатами мы выходили в согласованный пикет против законопроекта Клишаса и Крашенинникова о суверенном интернете еще в начале 2019 года. Такое ощущение, что плакаты изъяли "для галочки".
– Еще у него изъяли старые телефоны, – дополняет адвокат. – Забрали сломанный жёсткий диск, SD-карту из фотоаппарата, он любитель фотосъёмки, ходит по городу, всё фотографирует – поля, дома, луга. Теперь следствие будет изучать эстетическую составляющую личности Постникова.
"Порылись в чужом белье, ушли"
Все изъятое следователи сложили в коробку, опечатали и отправили в Москву на проверку. Но этим дело не ограничилось. Через день Постников зашел в интернет-банк и увидел, что на его счету числится долг в размере 4 999 300 рублей. 700 рублей, которые там находились прежде, со счета уже списали – якобы в качестве компенсации некоего ущерба, который Илья Пономарев своими действиями причинил Российской Федерации.
Они превентивно арестовывают счета людей
– Наш уголовно-процессуальный кодекс позволяет налагать арест на имущество, – объясняет Георгий Краснов. – По общему правилу, конечно, мы говорим об имуществе подозреваемых и обвиняемых лиц в целях обеспечения последующего исполнения приговора. Часть 3 статьи 115 УПК позволяет налагать арест на имущество не только подозреваемых и обвиняемых, но и "иных лиц", если есть основания полагать, что эти лица получали деньги от обвиняемого – подозреваемого. Допустим, есть какие-то преступные деньги Ильи Пономарёва и якобы он кому-то эти деньги переводил. Раз у следствия есть такая версия и они её не проверили, то они превентивно арестовывают счета людей, которые, по версии следствия, могли получать деньги от обвиняемого. Таких лиц, по моим сведениям, как минимум должно быть двенадцать, в шести регионах страны, и у них у всех счета сейчас заблокированы по всем картам.
Факт получения каких-либо денег от Пономарева Постников категорически отрицает. Самым неприятным, по словам Владислава, оказалось вмешательство в его частную жизнь:
– Я хочу отметить, что не столько полицейские проявляют активность, сколько местные Z-каналы, – говорит Владислав. – На каком основании журналисты у меня по квартире ходили, что-то там фотографировали, потом они эти фотографии слили в "РИА Новости", в "Известия", в РЕН ТВ, во все известные пропагандистские "помойки"! Ведь они сфотографировали там вещи, которые даже не изъяли! Например, удостоверение наблюдателя на выборах президента Украины в 2014 году и сертификат об участии в обменной программе США Open World ("Открытый мир"), по которой у нас половина правительства и Следственного комитета ездила в свое время, включая бывшего мэра Екатеринбурга, а ныне сенатора Александра Высокинского. СМИ распространили ложь, что они нашли там якобы какие-то доказательства моей связи с Пономаревым, хотя это опровергается банально материалами дела и самим ходом следствия. Этого в принципе не может быть. Зачем они публикуют эту ложь? Видимо, потому что наш читатель не особо искушен и легко потребляет такую информацию.
Ещё ему поставили в вину, что у него есть дома Конституция США
– Кстати, в Украину Постников в 2014 году так и не попал, – дополняет адвокат Георгий Краснов. – Примерно в это время случилось очередное обострение на Донбассе, и авиасообщение было прервано. Ещё ему поставили в вину, что у него есть дома Конституция США. Я, честно говоря, даже по-человечески не понимаю, в чём здесь проблема? Весь этот пропагандистский пафос непонятен. Тем более что это сфотографировано кем-то, но не изъято. То есть порылись в чужом белье, походили, оставили, ушли. Некрасиво. Хотя кто сейчас говорит о красоте?
"Похватали случайных людей"
Кроме Владислава Постникова, в этот день с обысками силовики пришли также к активисту из г. Орел Сергею Носову, к администратору телеграм-канала "Орлец" Виктору Зырянову, внештатной корреспондентке Сибирь.Реалии и сотруднице портала 86.ru из Тюмени Юлии Глазовой, журналистке RusNews в Ростове-на-Дону Бэлле Насибян, фотографу из Москвы Руслану Сухушину, а также к бывшему руководителю штаба Навального в Краснодаре Мирославу Вальковичу. Еще в СМИ упоминается директор подмосковного портала "Одинцово-ИНФО" Андрей Остроухов и трое его сотрудников, но, по сведениям Би-би-си, обыски у последних хоть и связаны с "фейками" и "дискредитацией", но не относятся к делу Пономарева.
Я знал о существовании двух людей из этого списка раньше. Но никогда с ними не разговаривал
Допрошенные силовиками журналисты и активисты работу на Пономарева отрицают. Например, Мирослав Валькович из Краснодара в разговоре с журналистами признался, что весьма удивлен произошедшим: "Никакого отношения к этому Пономареву не имею". Всех, кого смогли найти из своего списка, силовики допросили и отпустили, предварительно изъяв у них технику и каждому заблокировав банковские счета на сумму 5 000 000 рублей. Двое из них – Сергей Носов и Виктор Зырянов – к настоящему моменту уже покинули Россию.
"Я знал о существовании двух людей из этого списка раньше. Но никогда с ними не разговаривал. Их похватали просто, чтобы отчитаться", – прокомментировал серию обысков сам Илья Пономарев.
– На тему военных действий в Украине наше издание не пишет. Никакую информацию о войне мы не получаем и не распространяем, – утверждает Постников. – Поскольку это было во многих регионах России, видимо, это вот такая показательная жестокость – обыски со взломом и спецназом у свидетелей, чтобы совсем не осталось независимых журналистов на местах.
Хотя "Вечерние ведомости" действительно специализируются исключительно на местной повестке, с момента начала так называемой "спецоперации" издание уже трижды подвергалось административным преследованиям. В конце апреля учредителя СМИ ООО "Техноторг" оштрафовали на 150 000 рублей по статье 20.3.3 КоАП РФ за публикацию о задержании местного художника Егора Ледякина, который расклеивал в Екатеринбурге антивоенные стикеры. Против художника завели уголовное дело о вандализме. Правоохранители решили, что само сообщение об этом происшествии на сайте "Вечерних ведомостей" уже каким-то образом дискредитирует армию.
Я намерен работать, пока работается
Поводом для составления второго протокола стало освещение антивоенных протестов – учредителю издания вменили еще 54 эпизода "дискредитации" и оштрафовали повторно на 200 000 рублей. Самого Постникова как должностное лицо оштрафовали за то же самое на 100 000 рублей.
– В нашей стране нужно быть готовым ко всему. Я намерен работать, пока работается. Пока еще можно писать о других важных общественно-политических и социальных темах, что-то расследовать, мы будем это делать, – говорит главред "Вечерних ведомостей".