Германия и Чехия предложили своим партнёрам по ЕС начать на высоком уровне - предположительно на уровне министров энергетики - переговоры о возможном отказе от импорта из России любых энергоносителей, включая трубопроводный и сжиженный природный газ, нефть и ядерное топливо. Об этом со ссылкой на источники в ЕС сообщают агентства Reuters и Bloomberg.
С началом российского широкомасштабного вторжения в Украину поставки трубопроводного газа из России в страны ЕС существенно сократились. На поставки нефти, за рядом исключений, страны ЕС в 2023 году наложили эмбарго. Поставки сжиженного природного газа, однако, осуществляются без ограничений, и их объём растёт. В 2023 году в порты ЕС было поставлено 15,6 миллионов кубометров СПГ из России, что представляет собой рост почти в 40% по сравнению с 2021 годом.
В целом, 15% всего природного газа по-прежнему поставляется в ЕС из России. На поставки ядерного топлива ограничений также не вводилось.
В четверг в Брюсселе пройдёт встреча министров энергетики, на котором, как ожидается, Германия и Чехия поднимут вопрос о создании рабочей группы по отказу от российского топлива. ЕС ранее обозначил как стратегическую задачу полный отказ от российских энергоносителей к 2027 году. При этом агентства отмечают, что достижение этой цели может быть непростой задачей. Такие страны, как Австрия и Венгрия, по-прежнему во многом зависят от поставок российского газа. В ряд стран, в рамках исключений, по-прежнему поступает и российская нефть, а поставки СПГ также играют существенную роль в энергетическом балансе нескольких стран. Венгрия ранее неоднократно заявляла, что не поддержит запрет на импорт российского газа.
Как отмечает DW, на прошлой неделе в ЕС вступили в силу правила, позволяющие странам сообщества в одиночку вводить запрет на поставки СПГ из России. Однако запрет, введённый в одной стране ЕС, как указывают эксперты, только приведёт к перенаправлению поставок в соседние страны. Также ряд стран, такие как Бельгия, Германия и Франция, ранее призвали Еврокомиссию подготовить экспертную оценку того, кому такой запрет навредит больше - России или ЕС.