Муж старшей дочери Владимира Путина 35-летний Евгений Нагорный стал куратором строительства газопровода в Мурманской области. Этот газопровод – часть важного проекта "Новатэка", второй после "Газпрома" газодобывающей компании в России. Миллиардер и владелец "Новатэка" Леонид Михельсон давно знаком с Путиным и не в первый раз вовлекает в свой бизнес его семью.
Пленарное заседание восьмого Восточного экономического форума в сентябре 2023 года, как обычно, открывал Владимир Путин. Свой доклад он ожидаемо начал с проблем Дальнего Востока, как вдруг переключился на Мурманск.
Президент объявил о планах создания в этом регионе "мощного центра производства СПГ [сжиженного природного газа]". Для реализации этого проекта необходим газопровод, подчеркнул Путин. "Я очень надеюсь, что наши компании, сейчас не буду вдаваться в детали, договорятся между собой при посредничестве правительства, кто и как будет строить этот важный инфраструктурный объект. Он очень важен и для города Мурманска, и для поселков Мурманской области и Карелии", – заявил президент.
Большая часть аудитории вряд ли придала значение этому отступлению, но как минимум один человек в зале точно знал, о чем речь. Сидевший в первом ряду прямо напротив Путина миллиардер Леонид Михельсон наверняка ликовал, ведь для него газопровод, о котором вдруг заговорил Путин, был важен не меньше, чем для Мурманска.
Публичная поддержка проекта со стороны Путина должна была усилить позиции Михельсона в переговорах с "Газпромом" и Госдумой. Миллиардер не первый день в российском бизнесе и решил подстраховаться проверенным способом. Как выяснила "Система", к стройке мурманского газопровода Михельсон привлек зятя Путина.
Информация о мурманском проекте Михельсона просочилась в прессу в мае 2023-го. К этому моменту принадлежащий миллиардеру газовый гигант "Новатэк" испытывал серьезные трудности.
Российский газ, в отличие от нефти, не попал под прямые западные санкции, введенные в связи с вторжением в Украину, но по бизнесу сильно ударили ограничения, которые Запад наложил на доступ к своим промышленным ресурсам и технологиям.
Самой большой проблемой для "Новатэка" стал запрет на поставку в Россию мощных газовых турбин, которые необходимы для производства СПГ. Еще одной неприятностью стала нехватка танкеров-газовозов ледового класса, которые тоже зависят от западных технологий. Все это ставило под угрозу не только претензии "Новатэка" на мировое лидерство в отрасли, но и газовый бизнес Михельсона в целом.
Спасти положение должен был мурманский проект. Он предполагает строительство СПГ-завода по собственной технологии "Новатэка", использующей почти исключительно российские компоненты. Вместо газовых турбин – электроэнергия от Кольской АЭС. Ледоколы тоже не понадобятся – порт Мурманска не замерзает.
Вроде бы выход найден. Оставалось договориться с "Газпромом".
"Газпром" и "Новатэк" можно назвать "заклятыми друзьями". С одной стороны, российской газовой монополии принадлежит 10% "Новатэка". С другой, обе компании жестко конкурируют за экспорт природного газа. Исторически все поставки за рубеж были закреплены за "Газпромом", но "Новатэк" вместе с "Роснефтью" добились отмены монополии для некоторых своих проектов.
Экспорт мурманского газа Михельсон тоже захотел организовать в обход "Газпрома". Вдобавок Михельсон собирался использовать для своего завода газ "Новатэка", а не "Газпрома". То есть лишить монополию и этого заработка. Кроме того, проект Михельсона шел вразрез с планами "Газпрома", который сам хотел производить СПГ в Мурманске.
При этом "Новатэку" требовалось разрешение "Газпрома" на подключение мурманского завода к Единой системе газоснабжения. Для этого нужно было построить газопровод до нового завода. Расходы, которые оценивались в 350-400 млрд рублей (до 4,3 млрд долларов на момент публикации), ложились на "Газпром", который и так погряз в убытках из-за падения газового экспорта.
По всему выходило, что проект, который должен был стать спасением для Михельсона, сильно зависел от "Газпрома", но был для него малопривлекательным. Тем не менее Михельсон вел себя уверенно и не отказывался от своих планов. По всей видимости, у миллиардера был сильный козырь в аппаратной игре с "Газпромом".
Четвертое сентября 2023 года Владимир Путин провел в Сочи. Полдня ушло на переговоры с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Впереди была еще одна встреча в узком кругу. Посвящена она была единственному вопросу – проекту "Мурманский СПГ". Участники – Михельсон, три министра, вице-премьер и помощник Путина. Представителей "Газпрома" заявлено не было. Что именно обсуждали чиновники с бизнесменом, не сообщалось – на сайте Кремля разместили только приветственные слова Путина. Вскоре многое прояснилось.
Через неделю Путин на Восточном форуме призвал бизнесменов и чиновников договориться о газопроводе в Мурманске. В тот же день Михельсон сообщил, что построит трубу сам. Тогда же "Новатэк" подписал соглашение об электроснабжении предприятия с госкомпанией "Россети". Несмотря на протесты "Газпрома", Госдума по поручению Путина разрешила Михельсону самостоятельно продавать мурманский газ, а правительство поручило "Газпрому" предоставить "Новатэку" скидку на транспортировку топлива, чтобы покрыть расходы компании на трубу.
Строить трубу будет компания "Мурманск-Трансгаз". Она же, вероятно, будет отвечать за транспортировку газа к новому заводу. "Новатэк" зарегистрировал "Мурманск-Трансгаз" еще в мае 2023-го, когда появились первые слухи о спасительном для Михельсона проекте. С тех пор правительство уже дважды пересмотрело мощность газопровода, увеличив ее почти в два раза.
С "Мурманск-Трансгазом" тоже произошла одна примечательная метаморфоза. В конце 2023-го компанию возглавил Евгений Нагорный, зять Владимира Путина.
Долгое время партнером Михельсона по "Новатэку" был давний приятель Путина Геннадий Тимченко. Сам Михельсон неоднократно лоббировал у Путина различные решения (от доступа к экспорту до спецусловий на аукционах) в пользу "Новатэка".
"Новатэк", в свою очередь, спонсирует Всероссийскую федерацию акробатического рок-н-ролла, где младшая дочь Путина Катерина Тихонова возглавляла международный комитет. "Новатэк" также сотрудничает с фондом "Иннопрактика", который возглавляет Тихонова, а Михельсон входит в попечительский совет.
Судьба Евгения Нагорного долгие годы не делала крутых поворотов. Он из семьи среднего достатка, мать работала завучем в московской школе № 626 с театральным уклоном, которую сам Евгений закончил в 2005 году.
После школы Нагорный поступил на таможенный факультет Московского финансово-юридического университета. В начале 2010-х годов работал в АО "Оборон-терминал", таможенном брокере "Рособоронэкспорта", а затем стал главным специалистом в компании "Еврохим", крупном производителе минеральных удобрений.
Примерно в это же время подруга детства и одноклассница Нагорного Олеся Сагайдак сблизилась с Марией Воронцовой, старшей дочерью Владимира Путина. Девушки вместе учились на факультете фундаментальной медицины МГУ и путешествовали, писали Настоящее Время и "Медуза".
С 2016 года Мария Воронцова начала летать по миру уже с Нагорным. В апреле 2017 года у пары появился ребенок – он путешествует с родителями и носит фамилию отца. Фамилией Нагорный иногда подписывается и Мария Воронцова, оформляя заказы в интернете, следует из данных утечек.
В "Новатэк" новый гражданский зять Владимира Путина устроился в том же 2017 году. Карьерный путь Нагорного в газовой компании можно проследить по изменениям в его профиле на сайте Школы управления Сколково: сначала Нагорный работал заместителем начальника управления закупок, а затем возглавил это управление.
Имя и номер телефона Евгения Нагорного можно найти в тендерной документации "Новатэка" на поставку насосов, факельного сепаратора и адсорберов (поглотителей газа). То есть в добыче газа он, судя по всему, разбирается.
В 2008 году Кирилл Шамалов, который приходится сыном соседу Путина по кооперативу "Озеро" Николаю Шамалову, устроился в нефтехимический гигант "Сибур", еще одну компанию Михельсона. В 2013-м Шамалов-младший женился на второй дочери Путина Катерине Тихоновой. А на следующий год новоиспеченный зять Путина стал вторым по числу акций совладельцем "Сибура" после Михельсона. Причем, часть акций якобы досталась Шамалову всего за 100 долларов – в 3,8 миллиона раз дешевле их рыночной цены (Шамалов утверждал, что получил акции на общих условиях).
Вскоре после этого "Сибур" получил льготный кредит на 1,75 млрд долларов из бюджета.
В апреле 2017-го Шамалов продал большую часть своего пакета (17%) Михельсону, а в начале 2018-го стало известно, что Шамалов и Тихонова развелись. Впрочем, до последнего времени у Шамалова оставался небольшой пакет акций "Сибура" (3,3%). После полномасштабного вторжения России в Украину "Сибур" не раскрывает своих акционеров.
Пока Михельсон при посредничестве Путина улаживал проблемы вокруг "Мурманского СПГ", тучи стремительно сгущались над другим важным проектом "Новатэка" – "Арктик СПГ 2". Завод, в строительстве которого поучаствовал Путин, должен был запуститься в конце 2023-го и стать крупнейшим предприятием "Новатэка". В начале ноября "Арктик СПГ 2" попал под американские санкции. "Наша цель – убить этот проект", – не скрывал помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт.
Госдепартамент выбирал мишень вместе с министерством обороны США. Залп по "Новатэку" был дан в рамках более широкого плана, который должен лишить Россию новых энергетических проектов и доходов от них. Уже в конце ноября "Арктик СПГ 2" уведомил о форс-мажоре, следом так же поступили иностранные партнеры "Новатэка", по сути отказавшись финансировать проект. В начале 2024-го "Новатэк" резко снизил добычу на "Арктик СПГ 2", а затем и вовсе ее остановил. Санкции сработали на удивление хорошо и заблокировали проект, констатировал эксперт Арктического института Мальте Хамперт.
На этом фоне значимость "Мурманского СПГ" возросла еще больше. Именно на нем теперь планирует сосредоточиться "Новатэк", а работы на "Арктик СПГ 2" свести к минимуму, сообщили источники агентства Reuters в апреле. Впрочем, мурманский проект тоже ждет проверка на прочность. К санкциям против российского СПГ собирается присоединиться Евросоюз, на который приходится почти половина его экспорта. В этот раз ограничения могут коснуться не только "Арктик СПГ 2", но и мурманского завода.
Ранее аналитики прогнозировали, что "Новатэку" хватит собственных средств на "Мурманский СПГ". Санкции приведут к удорожанию проекта, но оно может быть нивелировано за счет скачка цен на сжиженный природный газ. В случае чего, как это уже не раз бывало, на помощь придет государство, а европейских потребителей могут заместить Индия и Китай.
Формально окончательное инвестиционное решение по мурманскому проекту еще не принято. В начале декабря 2023-го "Новатэк" учредил новое ООО "Мурманск СПГ". Спустя две недели гендиректором компании, которая будет строить мурманский газопровод, был назначен зять Путина. Еще через две недели с небольшим, под самый Новый год, правительство по поручению Путина включило "Мурманский СПГ" и газопровод в свою энергостратегию – основной документ, определяющий приоритеты государственной энергетической политики.
Евгений Нагорный прочитал запрос редакции в телеграме, но не ответил на него. В "Новатэке" не ответили на запрос "Системы".
Вы можете анонимно поделиться информацией с "Системой" – отделом расследований Настоящего Времени и Радио Свобода.