Ссылки для упрощенного доступа

"Это была колоссальная травма". Слушания по делу о жертве "Новичка"


Дон Стерджесс
Дон Стерджесс

В Великобритании начались общественные слушания по делу о гибели жительницы Солсбери Дон Стерджесс в результате отравления "Новичком" в июле 2018 года. За несколько месяцев до ее гибели это вещество использовалось для отравления бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, которые выжили после долгого лечения. Британское правительство считает, что отравление Скрипаля было организовано агентами российских спецслужб.

44-летняя Дон Стерджесс умерла 8 июля 2018 года. Незадолго до этого ее партнер Чарли Роули нашел в коробке для благотворительных пожертвований флакон из-под духов с жидкостью внутри, который подарил Дон. Она побрызгалась жидкостью из флакона и вскоре потеряла сознание. Скорая помощь госпитализировала ее с отравлением неизвестным ядом, который впоследствии идентифицировали как нервно-паралитический агент "Новичок". Власти Великобритании считают, что флакон выбросили агенты российских спецслужб, которые отравили Сергея Скрипаля и его дочь.

Радио Свобода поговорило с журналистом Андреем Остальским о том, что будет обсуждаться во время слушаний по делу о гибели Стерджесс и к каким результатам они могут привести.

– Со дня покушения на Скрипалей, косвенной жертвой которого стала Дон Стерджесс, прошло уже больше 6 лет. И вот сегодня начались общественные слушания по этому делу. Для чего они нужны, что должно стать их итогом?

– Публичные слушания – очень важный институт, уже много десятилетий существующий в Великобритании. Эти слушания похожи на судебные заседания, их всегда ведет какой-то очень опытный и уважаемый судья, зачастую уже находящийся на пенсии, поэтому имеющий для этого свободное время. Но суть в том, что эти слушания, в основном, будут доступны публике. Учитывая специфику, трансляция происходящего все-таки будет идти с замедлением, в какие-то моменты ее будут отключать, когда будут обсуждаться самые чувствительные секретные вещи с точки зрения британских властей, – при условии, что судья с этим согласится.

В принципе, такие слушания проводились, например, и по убийству Литвиненко. И они тогда дали результат, потому что именно общественные слушания помогли четче сформулировать обстоятельства дела и прийти к выводу о том, что Кремль и, скорее всего, лично Путин несут ответственность за это убийство. В данном случае тоже надеются, что публичные слушания с привлечением большого числа экспертов и общественных свидетелей помогут прояснить ситуацию. Например, газета The Times и некоторые другие издания уже выделяют в заголовках, что, может быть, самая главная задача слушаний – это понять, почему неадекватно был защищен Сергей Скрипаль? Почему он жил совершенно открыто под собственным именем? Мало того, его имя было в списке избирателей, который доступен публично, то есть любой человек может узнать, кто он такой, где живет и так далее. Никаких дополнительных мер безопасности и защиты не предпринималось.

Наверное, первое, что приходит в голову, что британские власти исходили из того, что Скрипаль живет в Великобритании в результате легального обмена, то есть российские власти согласились его обменять. До сих пор не было таких прецедентов, чтобы потом власти передумали и старались найти "предателя", наказать, убить. А вот теперь такой прецедент оказался создан. Но все равно все эти вопросы поднимаются, в том числе семьей Дон Стерджесс, жертвы этого инцидента, которая случайно оказалась в контакте с "Новичком" и погибла. Ее семья настаивает на том, что британские власти виноваты: и полиция, и правоохранительные органы, и контрразведка должны нести ответственность.

Еще выделяется момент, что на этих слушаниях будут извлечены конкретные уроки, даны рекомендации относительно того, что впредь надо предпринимать и в отношениях с Россией, и с обеспечением безопасности людей, которые могут оказаться целями нападений не только российской разведки, но и разведок других стран. Поэтому эти слушания имеют очень большое значение в этом смысле.

Почему так долго все это затягивается? Уже три года назад они начались, но потом были отложены по просьбе британских властей, потому что они хотели изучить возможность обнародования или не обнародования некоторых обстоятельств чувствительного характера. Они выделили 13 пунктов, по которым информация засекречена. И если о них пойдет речь, то, видимо, тогда трансляция публичных слушаний будет прерываться и они будут заслушиваться в закрытом режиме.

Конечно же, британская общественность вновь вспомнит о произошедшем. Это была колоссальная травма. В сосуде, имитирующем флакон духов, находилась доза "Новичка", которого, как утверждают специалисты, теоретически могло бы хватить для того, чтобы убить тысячи мирных жителей, которые абсолютно не имели никакого отношения ко всей этой истории.

Флакон, в котором находился "Новичок", 5 сентября 2018 года
Флакон, в котором находился "Новичок", 5 сентября 2018 года

Одно из обстоятельств, которое поразило воображение британцев, – это то, насколько небрежно подошли к этой операции российские спецслужбы, совершенно не заботясь о последствиях. Приоритеты российских спецслужб и российских властей состоят в том, чтобы наказать человека, которого они считают предателем, тем самым преподав урок всем потенциальным будущим перебежчикам. Для них это гораздо важнее, чем сохранить какой-то минимум нормальных отношений с такой важной и влиятельной страной, как Великобритания. Всем этим пожертвовали. Когда сейчас спрашивают, почему же британское общественное мнение гораздо более единодушно поддерживает Украину, осуждает действия России в Украине и поддерживает очень серьезные расходы на помощь Украине, в том числе военную, то одна из центральных причин – это то, что произошло в Солсбери в 2018 году. Этот трагический эпизод настолько потряс британцев, показал им, как они считают, истинное лицо режима, с которым просто невозможно иметь никаких дел, которому невозможно никогда и ни при каких обстоятельствах доверять.

– Кремль как инициатор и российская военная разведка как исполнитель покушения уже были названы британскими властями достаточно давно. Будут ли по итогам этих общественных слушаний как-то еще раз подтверждены эти обвинения, может быть, формализованы?

– Нет, это одна из задач – еще раз проговорить, обсудить со всех точек зрения доказанность обвинений в адрес именно России, российских спецслужб, как это случилось, например, после дела Литвиненко. Именно после этих слушаний британские власти уже уверенно заявили, что почти наверняка убийство человека было санкционировано Кремлем и лично Путиным. Что-то подобное, конечно, произойдет и сейчас, но будут взвешены все обстоятельства, возможно, появятся какие-то новые, еще раз будет подробно проговорена и оценена роль британских служб быстрого реагирования, полиции, медиков, контрразведки, специалистов-экспертов по отравлениям. В общем, оценка будет, скорее всего, на индивидуальном уровне очень позитивной, потому что эти люди в каком-то смысле слова проявили героизм. Кое-кто из них был поражен "Новичком": один офицер полиции Ник Бейли фактически стал инвалидом, угроза его жизни была довольно серьезной. Все эти обстоятельства будут рассмотрены и выводы будут сделаны.

Эту неделю слушания будут проходить в Солсбери, в том месте, где все это, собственно, и происходило, а потом они будут перенесены в Лондон, потому что там как раз будет более внимательно рассматриваться роль центральных британских властей.

Полицейские стоят на улице, где жила Дон Стерджесс, Солсбери, 19 июля 2018 года
Полицейские стоят на улице, где жила Дон Стерджесс, Солсбери, 19 июля 2018 года

– Но при этом всевозможные санкции, связанные именно с этим делом, уже были введены. Можно ли ожидать, что какие-то еще дополнительные меры в отношении России, конкретных российских граждан и организаций будут приняты по итогам этих слушаний?

– В отношении военной разведки, наверное, уже все, что можно, приняли. Но могут быть даны какие-то рекомендации о дополнительных санкциях в отношении отдельных людей, если их роль будет выявлена и подтверждена. Кроме того, может быть даже дана рекомендация о полном разрыве дипломатических отношений с Россией. Это возможно, но насколько это станет реальностью, уже зависит от властей: захотят ли они такую рекомендацию выполнять. Если такая рекомендация будет принята, а это далеко не факт, то, возможно, эти отношения будут сведены к минимуму, даже если не полностью разорваны. В любом случае британская общественность снова сейчас вспоминает все эти страшные обстоятельства. И нет газеты в Британии, которая не писала бы сейчас об этих слушаниях.

– Изначально предполагалось, что в качестве свидетелей в этих слушаниях примут участие сами Сергей Скрипаль и его дочь Юлия, но потом от этого отказались. Что известно об их дальнейшей судьбе после покушения?

– Их где-то прячут. Люди гадают, где они спрятаны – в Австралии, в США, но, скорее всего, не в Британии. На этот раз их тщательно охраняют. Они живут, конечно, под чужими именами, возможно, и изменив внешность в какой-то мере. По-прежнему обсуждается вопрос – не будет ли от них каких-то дополнительных показаний. Может быть, показания будут получены в письменном виде или они выступят по видеосвязи, но это вряд ли, потому что тогда будет выдана их нынешняя внешность. Так что, конечно же, их голос, так или иначе, на слушаниях прозвучит – будь это новые письменные показания или те, которые они давали непосредственно после того, как пришли в себя после отравления.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG