Депутат Госдумы Нина Останина призвала принять меры для защиты граждан от бывших заключённых, которые возвращаются с войны в Украине. В Кузбассе 19 июня полиция задержала подозреваемого в убийстве 12-летней школьницы. Он недавно вернулся с так называемой СВО, куда завербовался из колонии. Депутаты Госдумы России не увидели необходимости в законе о дополнительном контроле над подобными представителями "новых элит". Политолог Аббас Галлямов считает, что в путинской России война стоит на первом месте: важно привлекать на войну в Украину кого угодно без оглядки на последствия. Какими карьерными перспективами Кремль заманивает граждан России на войну? Что власть на самом деле даст тем, кто повелся на рекламу Минобороны? Готовы ли Минобороны и новый его глава Белоусов принять на себя ответственность за "героев" с ПТСР, которые все чаще вторгаются в мирную жизнь россиян? Попробуем разобраться с политиком Геннадием Гудковым.
"Сначала эти люди чувствовали себя преступниками, виновниками, а теперь они герои. И вот это ощущение геройства сказываться будет и на возвращении этих людей в гражданское общество". Это слова депутата от КПРФ Нины Останиной. Так на этой неделе она отреагировала на новость о том, как ветеран войны в Украине вернулся в Кемеровскую область и лишил жизни 12-летнего ребенка. Депутат предложила коллегам написать закон, по которому государство будет следить за перемещением заключенных, которые вернулись с войны.
Но на следующий день после этого предложения депутаты из комитета по безопасности Госдумы инициативу завернули. Не помогли даже разговоры о будущем детей. Депутат Андрей Альшевских вот так ответил изданию РБК: "По законам военного времени они искупили свою вину кровью. И сейчас устанавливать в отношении этой социальной группы, что за ними должен быть контроль, на мой взгляд, немного неправильно".
По данным государственных медиа, за последний месяц участники войны в Украине забрали жизни троих детей в России. Всего за два года, как подсчитало издание "Верстка", от рук участников войны на гражданке погибли 107 человек, больше половины преступлений с летальным исходом совершили те, кого Путин лично помиловал перед отправкой на войну.
Рано или поздно проблемы военных, которые вернутся к мирной жизни, придется решать. Памятна история с министром обороны Белоусовым - то видео, где он ругает своих подчиненных в военном городке, чтобы они побыстрее строили: "Все должно быть построено, сделано к возвращению морской пехоты", – говорит Белоусов.
Интересный вопрос: кто же должен возвращаться? Не заговорил ли новый министр обороны о демобилизации или о ротации? Отвечает политик, бывший депутат Государственной думы Геннадий Гудков:
– Я не знаю, к чему эти слова Белоусова. Я знаю, что пока у них получается с пушечным мясом более-менее какой-то баланс, все остальное там проблемы. Ротация может быть, но она будет не очень заметной. Я пока не понимаю, на что они рассчитывают. Мне кажется, этих ребят, которые взяли в руки оружие и отправились убивать украинцев, ждет ужасное будущее. Если они останутся живы, дурацкая фраза "живые будут завидовать мертвым", боюсь, может оправдаться для многих. Потому что они сейчас герои "СВО" при по сути дела фашистском режиме Путина. Да, наверное, большая часть из них будет амнистирована, как люди, неосознанно выполнявшие приказы, не совершившие, может быть, тяжких уголовных и военных преступлений, но когда они придут, они, что, будут говорить: "мы герои?".
Они будут говорить совершенно другие слова. Мы знаем, что сейчас происходит в ряде регионов с так называемыми героями "СВО". Вообще их ждет ужасное будущее, они должны это понимать сегодня. Ты взял в руки оружие, ты поехал по контракту убивать соседей – ты военный преступник. И ты от этого клейма никогда не отмоешься ничем. Никаких у тебя не будет ни льгот, ни преимуществ, ни наград. Да, наверное, инвалидам войны будут выплачивать пенсии как обычным инвалидам, что-то будут еще давать, но это совершенно точно не будут льготы. Эта судьба ждет десятки и сотни тысяч людей, которые прошли через абсолютно кровожадную, агрессивную, несправедливую, чудовищную, оккупационную войну. Я не завидую их будущему, – отмечает Геннадий Гудков.
Белоусову показали дома для 155-й бригады морской пехоты, чиновник говорил Белоусову, что построили два дома, но на видео целый город, судя по фасадам этих домов, этот город еще не заселен. По данным "Форбс" в 155 бригаде морской пехоты на начало вторжения в Украину в 2022 году было три тысячи человек. От пятисот до полутора тысяч морпехов в прошлом году погибли под Угледаром. К ним после этого приписали подразделение "Шторм Z", в котором служат заключенные.
Можно ли предположить, что этот "город" строят как раз для военных и заключенных, чтобы их поселить подальше от гражданских, когда война перейдет в какую-то затяжную, замороженную фазу или когда закончится. Геннадий Гудков продолжает:
– Все это ерунда, никто там не будет изолирован. Все эти люди, которые сегодня участвуют в братоубийственной войне, являются по сути дела либо участниками военных преступлений, либо пособниками. Они в случае непризнания их вины судом получат обычный стандартный социальный пакет. Российское государство новое демократическое не позволит себе такого свинства, как лишить людей элементарной, положенной всем социальной защиты, права на медицину, права на что-то еще. Но к ним не будет особого отношения, а моральное и нравственное отношение будет весьма презрительное, – говорит он.
Сегодня российские власти - и федеральные и региональный пытаются превратить участие в СВО в социальный лифт. Единицы "ветеранов" получили приглашение в федеральную политику, большинство - оказались на бесплатных курсах какой-либо профессиональной подготовки.
Что именно в возвращающихся с СВО беспокоит депутата Государственной думы Нины Останиной, которая предложила контролировать жизнь "новых элит"? Детей ли она хочет отгородить от военных? Мнение Геннадия Гудкова:
– Я бы рекомендовал сейчас отгородить общество от Нины Останиной, которая является пособником военных преступлений, вообще всей этой войны, как и вся ее партия, – это тоже было бы очень полезно. Что касается выступления Путина, я себя ловлю на мысли, что Гитлер это все говорил гораздо более убедительно, эмоционально и завораживающее. Чем все это кончилось? Это закончилось величайшим позором немецкой нации, это закончилось полным позором немецкой армии, это закончилось гигантским чувством вины всех, кто жил и действовал в это время, даже если он был непричастен и против Гитлера. То же самое будет с нашей страной, с нашей нацией, с нашим населением. Будет глубочайшее чувство позора, осознание бессмысленности брошенных жизней.