Ссылки для упрощенного доступа

ЧВК "Вагнер" и польские выборы. Варшава укрепляет восточную границу


Польские военные у возводимого заграждения на границе с Калининградской областью РФ
Польские военные у возводимого заграждения на границе с Калининградской областью РФ

Колонны военной техники двинулись на восток Польши. Генштаб Войска Польского сообщил о начале операции "Безопасное Подляшье". Было принято решение об отправке тысячи солдат и около 200 единиц военной техники на восток страны, к границе с Беларусью.

"Цель операции – учебное присутствие частей сухопутных войск и демонстрация нашей воли и способности немедленно реагировать на попытки дестабилизировать ситуацию на нашей границе", – сказано в сообщении Генштаба. Что происходит на восточной границе Польши и что является главной угрозой для поляков летом 2023 года?

Наемники в Беларуси

Неудавшийся марш вагнеровцев на Москву получил немалый резонанс в Польше. После того как в рамках договоренности с Александром Лукашенко наемники ЧВК "Вагнер" "ушли" в Беларусь, авторитарный правитель этой страны заявил, что они могут стать инструкторами белорусских солдат. Однако до сих пор не известно, сколько именно вагнеровцев на самом деле окажется в Беларуси. Предполагается, что прибудет несколько тысяч наемников, максимальное число, фигурирующее в польских СМИ, – 8000.

Председатель правящей в Польше партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский, который решил вернуться в правительство и вновь занял должность вице-премьера, заявил, что в связи с присутствием ЧВК "Вагнер" в Беларуси были приняты меры по защите польской восточной границы. В частности, увеличено количество сил, которые дислоцируются на этом участке. Заместитель министра национальной обороны Польши Войцех Скуркевич, вторя вице-премьеру, предупредил о возможных провокациях, которых можно ожидать перед саммитом НАТО в Литве, намеченным на 11–12 июля. Замминистра добавил, что вагнеровцы могут быть использованы, например, "для обострения миграционного кризиса на польско-белорусской или литовско-белорусской границе путем внедрения наемников в группы мигрантов".

Ситуация на польско-белорусской границе остается напряженной с 2021 года, когда начался резкий рост числа попыток нелегального пересечения границы из Беларуси в Польшу. С начала 2023 года польские пограничники зафиксировали более 12 тысяч таких случаев. В прошлом году на польско-белорусской границе была построена стена, протяженность которой составляет 186 км, а высота – 5,5 м. Помимо пограничников, за охрану границы на этом участке отвечают также полицейские и военнослужащие Войска Польского.

Сейчас же по распоряжению министра внутренних дел Польши Мариуша Каминьского, на польско-белорусскую границу были отправлены дополнительные силы – 500 полицейских и сотрудников антитеррористического подразделения.

"В основном были мобилизованы полные личные составы двух отрядов пограничников в количестве, указанном министром, то есть 5 тысяч, к которым уже присоединились две тысячи солдат. Чтобы еще больше усилить этот потенциал сдерживания и, скажем так, подготовиться к этим маловероятным, но возможным вариантам, мы отправили на границу группу из пятисот полицейских и сотрудников антитеррористического подразделения", – сообщил в эфире телеканала Polsat News замминистра внутренних дел и администрации Блажей Побожи. Он отметил, что размещенные там силы также получат дополнительную технику.

Пока не наблюдается какого-либо организованного перемещения членов этой группы

На вопрос ведущего о том, что думают польские власти о возможных действиях вагнеровцев в Беларуси, Побожи ответил, что в настоящий момент ни польские, ни украинские спецслужбы не наблюдают "какого-то организованного перемещения членов этой группы". Замминистра, однако, добавил, что "мы не можем этого исключить, потому что, во-первых, идет подготовка к строительству городка (в котором предположительно разместятся наемники. – РС), или он уже строится, а во-вторых, они могут перекинуть свои подразделения в Беларусь рассредоточенно".

Помимо стены на границе с Беларусью, польское правительство решило построить аналогичное заграждение и на границе с Калининградской областью, которую с недавних пор в Польше называют Крулевецкой. Строительство ограждения, оснащенного камерами и датчиками движения, началось в апреле. Его протяженность составит 199 км, преграда будет разделена на 12 участков. В конце июня пресс-секретарь пограничной службы Анна Михальская сообщила, что уже установлено 1250 столбов под камеры и протянуто 90 км сетевых кабелей, которые соединят эти участки. Как отметила Михальская, первый участок стены будет введен в эксплуатацию в середине июля. Полностью электронная система на границе с Россией должна быть готова к концу сентября. Общая стоимость реализации этой установки составляет более 373 миллионов злотых (более 90,5 миллиона долларов).

Закрытые границы

Укрепление границы – не единственная мера, к которой прибегло польское правительство в отношении враждебных режимов в Беларуси и России. Санкционная политика также, по мнению польских властей, является эффективным методом давления и противодействия.

Напомним, что Польша закрыла пункты пропуска на границе с Беларусью, сейчас работает только один из них – в Тересполе. Ранее Варшава запретила въезд в страну грузовикам, зарегистрированным в России и Беларуси. Власти Беларуси, в свою очередь, ввели аналогичные ограничения в отношении польских перевозчиков. Они могут въезжать в Беларусь и выезжать из нее через любые пограничные пункты пропуска для грузовиков, но только на польско-белорусском участке границы. Не могут быть использованы пункты пропуска на границе Беларуси с Литвой и Латвией.

Заместитель министра внутренних дел и администрации Польши Мацей Вонсик в эфире Польского радио заявил, что после консультаций с польскими перевозчиками было принято решение о запрете на въезд в страну полуприцепов грузовых автомобилей с белорусской и российской регистрацией с 1 июня. Правительство Беларуси в ответ запретило проезд прицепов и полуприцепов с польской регистрацией. Это фактически привело к прекращению движения на границе.

Де-факто эти санкции были введены против режима Александра Лукашенко в ответ на репрессии в отношении активистов Союза поляков в Беларуси и, в частности, члена правления организации, гродненского журналиста Анджея Почобута. 26 мая Верховный суд Беларуси отклонил апелляцию и оставил в силе приговор, который ранее был ему вынесен – 8 лет колонии строгого режима. Независимые белорусские правозащитные организации считают активиста польского меньшинства политическим заключенным.

Ядерное оружие и "ядерный" электорат

Одновременно с этим польское правительство озабочено другой угрозой со стороны Москвы и Минска – ядерной. 1 июля должно было быть закончено строительство хранилища для тактического ядерного оружия в Беларуси. 30 июня польский премьер-министр Матеуш Моравецкий обратился к НАТО с просьбой разместить в стране ядерное оружие. По мнению польского правительства, это стало бы зеркальным ответом на действия Кремля. "В связи с тем, что Россия намерена разместить тактическое ядерное оружие в Беларуси, мы обращаемся ко всему НАТО с просьбой присоединить нас к программе Nuclear Sharing", – заявил глава польского правительства на пресс-конференции в Брюсселе.

Nuclear Sharing – это программа ядерного сдерживания НАТО, которая позволяет предоставлять ядерные боеголовки членам Североатлантического альянса, не имеющим собственного ядерного оружия. С ноября 2009 года в рамках этой программы американское ядерное оружие было размещено в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий (слева) и "старый новый" вице-премьер, лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский, которого часто называют самым влиятельным человеком в Польше
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий (слева) и "старый новый" вице-премьер, лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский, которого часто называют самым влиятельным человеком в Польше

Пока американцы не дали четкого ответа на просьбу Польши. Если Вашингтон согласится на размещение в этой стране ядерных боеголовок, то это стало бы чрезвычайным и беспрецедентным шагом. Ведь ядерное оружие в таком случае впервые было бы размещено на территории страны, которая вступила в НАТО в последние 25 лет – с момента, когда начался прием в члены союза бывших стран советского блока.

Как отмечает программный директор Коллегиума Восточной Европы Адам Бальцер в комментарии Радио Свобода, ожидать такого решения в ближайшее время все же не стоит.

– Конечно, участие в программе Nuclear Sharing усилило бы безопасность Польши, но это разговор о чем-то воображаемом, – отмечает эксперт. – Сейчас премьер Матеуш Моравецкий заявляет о намерении Польши стать участницей этой программы в связи с предстоящими выборами (парламентские выборы в Польше состоятся не позднее 5 ноября. – РС). Говоря о Nuclear Sharing, он хочет показать, что безопасность Польши для него очень важна и в целом правительство чрезвычайно эффективно. Абсурдность этой ситуации заключается в том, что мы говорим свое, а американцы отвечают: мы этого не планируем. Конечно, польские политики ответят, что вода камень точит и в определенный момент американцы изменят свое мнение, так же как они изменили свой взгляд на многие вопросы в случае с Украиной, если мы говорим о поставках разного рода вооружений. Однако я считаю, что Nuclear Sharing – это настолько серьезный вопрос, что американцы не изменят так просто своего мнения за несколько недель.

Мы имеем дело с реальными угрозами, хотя они и преувеличены властями

Адам Бальцер отмечает, что правящая партия "Право и справедливость" умело использует нарратив об угрозах с востока в своей предвыборной кампании.

– Если посмотреть правительственный польский телеканал, то может сложиться впечатление, что полномасштабная война началась не 24 февраля, а с миграционного кризиса на польско-белорусской границе. Об этом говорили даже президент и премьер Польши. Конечно, принимая во внимание страшный опыт украинцев, которые оказались жертвами российской агрессии, такие заявления просто скандальны. С другой стороны, мы должны признать, что имеем дело с реальными угрозами, особенно, если говорить о размещении "группы Вагнера" в Беларуси, хотя они и преувеличены властями. Реальные проблемы могут быть преувеличены и использованы правящей партией для того, чтобы ввести на части территории Польши чрезвычайное положение, что, конечно же, повлияет на проведение выборов. Вероятно, все будет зависеть от опросов. Нужно подождать до сентября-октября, поскольку, как показывают различные социологические опросы, в Польше значительная группа избирателей принимает решение в последнюю неделю перед голосованием. Нельзя исключать того, что власти решат, что лучше провести выборы несколько позже. Это было бы решение, которое спровоцировало бы рост внутреннего напряжения в Польше. Лично я считаю, что такой сценарий маловероятен, поскольку несколько пессимистично смотрю на возможность победы либеральной оппозиции на выборах, – говорит Адам Бальцер.

Автор – корреспондент Польского радио, специально для Радио Свобода

XS
SM
MD
LG