Первый поезд с эвакуированными из "ДНР" – в нём, как предполагают, около 500 пассажиров – прибыл в Воронежскую область. Многих жителей так называемых "ДНР" и "ЛНР" вывозят в Россию на обычных автобусах. Оперативно вызвались принять людей из Донбасса, как заявили российские чиновники разного уровня, то ли семь, то ли двадцать шесть российских регионов. Президент России Владимир Путин немедленно поручил выплатить по 10 000 рублей всем жителям "ЛНР" и "ДНР", которые временно уедут в Россию.
Как сообщили в пограничном управлении ФСБ России по Ростовской области, за последние сутки через пункты пропуска "границу пересекло более 30 тысяч граждан "ЛНР" и "ДНР". Корреспондент Радио Свобода в Донецке не заметил у местного населения желания уезжать в Россию. Те же, кто решился уехать, рассказали корреспонденту РС в Ростовской области, что главным их мотивом были обещанные Путиным выплаты.
10 тысяч рублей государственной помощи и обещанные ноутбуки для детей в подарок – это по местным меркам очень серьезные средства. Средний размер пенсии здесь после январского повышения составляет 7884 рубля, зарплата медицинской сестры только чуть больше госпомощи, которую сейчас обещает Россия. Кроме того, обещают "размещение в санаториях", а на окраинах Донецка действительно уже второй день громко звучит артиллерийская канонада. Жертв нет, но такого тут не слышали очень давно.
Что происходит в Донецке
Соседняя с Донецкой и Луганской областями Украины Ростовская область объявила о введении режима чрезвычайной ситуации с 19 февраля. Как стало известно корреспонденту РС, информацию о массовой эвакуации мирного населения с неподконтрольных Украине территорий Донецкой и Луганской областей до губернатора довели всего за полтора часа до соответствующих выступлений глав "ЛНР" и "ДНР". По всем данным, не была подготовлена к случившемуся и вся административная система самопровозглашенных республик. Кроме военных: силовиков перевели на казарменное положение с 16 февраля. Бойцы с 17 февраля массово звонят домой, призывая семьи эвакуироваться.
На передовой сил не хватает, объявлена всеобщая мобилизация, даже не подготовленных к участию в боевых действиях мужчин. Прорехи латают старыми методами – переведены на казарменное положение курсанты Донецкой академии внутренних дел МВД (бывший Донецкий институт внутренних дел, где в довоенные времена учились Александр Захарченко и нынешний министр внутренних дел "ДНР" Алексей Дикий). Сводные подразделения старших курсов с автоматами в руках 19 февраля выехали в окопы под деревню Еленовку.
На эвакуацию в Россию, объявленную властями "ДНР" и "ЛНР", откликнулись немногие. Не следует ожидать массового притока добровольцев в местные военные формирования. В Донецке, Макеевке и Горловке остались в основном те жители, которые в свое время приняли решение не покидать свои дома любой ценой, пережили обстрелы, информационные кампании разной сложности и интенсивности о грядущих "больших" или "решительных" наступлениях ВСУ. Вся эта атмосфера формировалась как усилиями местных пропагандистов, так и с привлечением, как прошлой зимой, "тяжелой артиллерии" из Москвы в лице сотрудников центральных телеканалов. Пропаганда скорой "большой войны" шла двумя волнами весь 2021 год, но ничего из предсказаний не сбылось.
Кроме того, жители неподконтрольных Украине регионов все военные годы наблюдали, что происходит с домами бежавших: если жильё остаётся без хозяев, то его, как правило, грабят, повреждения благотворительными фондами не восстанавливаются. Ну и, главное: последнее, рождественское перемирие оказалось самым эффективным за весь период с начала боевых действий. Вооруженные силы Украины 19 февраля понесли первые за 37 дней потери.
Глава "ДНР" Денис Пушилин не пользуется авторитетом у местного населения; общеизвестно, что он не имеет влияния на силовой блок и управление тяжелой промышленностью в своём "государстве". До начала боевых действий Пушилин руководил небольшой киевской сетью агитаторов финансовой пирамиды МММ, а после начала войны уехал из Донецка в Москву, где жил с июня по октябрь 2014 года. Он отсутствовал в наиболее тяжкие для "ДНР" военные месяцы, никогда в 2014–2015 годах не появлялся в военной форме, не воевал и даже не отрабатывал роль "волонтера". Поговаривают, что отъезд Пушилина из Донецка был связан с двумя громкими покушениями на жизни его помощников и охранников, связанными с борьбой за контроль над потоками гуманитарной помощи из России.
Как принимали эвакуированных: в поселке Красный Десант мест не хватило
Массовая эвакуация с сепаратистских территорий застала власти приграничных российских населенных пунктов врасплох. Наскоро оборудованные для размещения людей лагеря для детского отдыха не были готовы к приёму, на дорогах образовались многокилометровые пробки из автобусов и машин. Пассажиры проводили в ожидании по много часов, иногда теряя сознание от усталости и голода.
В небольшом прибрежном поселке Красный Десант на берегу Таганрогского залива первые колонны появились глубокой ночью с субботы на воскресенье. У эвакуированных переписывали паспортные данные; приехавших размещали в корпусах оздоровительного лагеря "Котлостроитель". В советское время здесь располагался пионерский лагерь, да и сейчас летом по-прежнему отдыхают дети. "Там половина корпусов в очень плохом состоянии", – рассказал местный гражданский активист Александр Нанкин. Инфраструктура лагеря ориентирована на летний отдых, ни о каком комфортном проживании зимой речь не идет. Во время событий 2014 года сюда тоже привозили эвакуированных из Украины.
По словам жительницы Углегорска (она отказалась назвать свою фамилию), их семью разместили в одной комнате, куда чуть позже подселили чужого человека. В помещениях нет горячей воды. Кормить прибывших вечером начали только на следующий день с девяти часов утра. Усталые и голодные люди ходили в ближайший деревенский магазин и покупали себе продукты, напитки, сигареты. "Такое ощущение, что люди нас боятся, всё будто вымерло", – жаловалась пожилая женщина Любовь Васильева. Она безуспешно пыталась дозвониться в дверь местного дома, чтобы попроситься в туалет, рядом не было биотуалетов.
Колонны с автобусами приезжали в Красный Десант едва ли не ежеминутно. Это были обычные городские автобусы, не приспособленные для дальних маршрутов. Детей привозили в ярко-желтых "пазиках". Вскоре лагерь "Котлостроитель" был заполнен. По словам сотрудника МЧС, приняли 700 человек и больше заселять негде. Главные лагерные ворота заперли на железный засов, потому что за ними стали скапливаться недовольные люди: их не заселяли и не отправляли в другие пункты размещения эвакуированных. Тем, кто ждал в автобусах, запретили выходить на улицу под угрозой штрафа – невыдачи обещанных 10 тысяч.
– Мне бы только отметиться у МЧС или ещё у кого надо в этом санатории, чтобы уехать, – рассказала корреспонденту Радио Свобода одна из пассажирок автобуса, на руках она держала маленького ребёнка. – У меня муж в Ростовской области, и он за нами приедет. Но я не могу с четырьмя детьми сейчас просто так все бросить и уехать! Мы должны обязательно отметиться. Без этого нам не дадут 10 тысяч, что Путин обещал.
Региональные власти сообщили, что готовы начать выплаты жителям из "ДНР" и "ЛНР". Заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов сообщил об этом на пресс-конференции.
Серьёзная проблема у эвакуированных возникла со связью. Телефоны у большинства прибывших были с украинскими номерами, сотовая связь на территории России не работала, сообщить родным о своём местонахождении они не могли.
– Выстрелы мы не просто слышали, там грохот такой стоял! В дом людей, которые ещё не уехали, попал снаряд. Стреляют из автоматов, минометов. Там страшно. Это в Донецке было, в Горловке, Луганске, Амвросиевке. Непонятно, с какой стороны стреляют. Когда мы уже уехали, но ещё была связь, можно было посмотреть в соцсетях, что в центр Донецка стали прилетать снаряды, – рассказала женщина из Макеевки, которая отказалась назвать свою фамилию, узнав, что с ней общается журналист.
Эвакуированные вообще неохотно общались с представителями прессы, предпочитая отворачиваться или уходить. Одна из эвакуированных сказала, что им "запретили общаться с газетчиками": "Для чего нас снимать? Чтобы выложить в ютьюб? Эти блогеры всем надоели".
Вдоль ограды и по улице деревни Красный Десант растянулась многокилометровая пробка из автобусов, в которых в основном сидели женщины, дети и старики. Мужчин почти не было. Автобусы простояли на этой дороге почти весь день. Никто из представителей властей к прибывшим не выходил, волонтеры не работали, сотрудники МЧС находились в помещениях санатория. Перед синими железными дверьми, закрытыми изнутри на задвижку, постепенно образовалась внушительная толпа. Они требовали от охранника-полицейского немедленно их разместить или отправить обратно. Полицейский отвечал: мест нет, никого размещать не будут. Иногда дверь открывали, пропуская на территорию санатория медиков. Но когда потребовалась медицинская помощь пожилой женщине в автобусе №27, врач сказала: "У меня никаких медикаментов нет, только градусник". Эвакуированным пришлось самостоятельно вызывать карету скорой помощи.
Пассажиров автобусов не кормили, поскольку сотрудники МЧС якобы не могли найти приборы. Ящики с провизией (консервы со скумбрией, килькой, говяжьей тушенкой) так и остались стоять в помещениях санатория. Тех, кого смогли разместить в санаторских корпусах, за ворота не выпускали, объясняя это тем, что внутрь могут "прорваться другие приехавшие". Ситуация накалялась, люди стали просить помощи у журналистов.
– Мы не знаем, что делать, – говорит многодетная мать Юлия Баглай из Донецка. – Нас привезли сюда и бросили. У меня четверо детей, они страшно устали. Для чего все это надо было делать?
– Моя мать Людмила Закалюжная сидит на сумках с палочкой, ей 63 года, – говорит эвакуированная из Донецка.
Оказалось, что в каждом автобусе земляки старались держаться вместе, но на пограничном пункте пропуска всех перемешали. Между пассажирами стали вспыхивать ссоры из-за сумок, которые они ставили в проходах автобусов: багажных отделений не было. Только в конце дня стало понятно, что эвакуированных отправят в другие населенные пункты.
Кто поедет в Ростов, Брянск и Воронеж?
– Кем нужно быть, чтобы так безумно на всё это реагировать? – сетует один из чиновников среднего звена "ДНР". – Пушилин объявил эвакуацию, когда уже стемнело. В ночь ехать без мужчин с детьми и стариками в каких-то автобусах в сторону Ростова-на-Дону, в полную неизвестность – ну кем надо быть?!
– Я не боялась совсем, вокруг и после объявления эвакуации тоже была тишина! – поясняет Татьяна, учительница из Петровского района Донецка. – Но потом, после выступления Пушилина, включили воздушную сирену, люди на моих глазах просто побежали мимо окон! Сейчас магазины вынесли просто – такого не было семь лет!
Татьяна живёт не дома, она переехала к знакомым из окраинного Петровского района, подальше от войны и поближе к центру Донецка. Многие бегут от звуков войны в другие города или на дачи. Сейчас эвакуация в Россию – это скорее "принудительное" решение в ситуации, когда объявление последовало вечером накануне выходных.
Панику вызвали два обстоятельства: мощные воздушные сирены и развешенные в подъездах объявления о скорой мобилизации мужчин возрастом от 18 до 55 лет. Эти объявления и метаданные записей выступлений Леонида Пасечника и Дениса Пушилина от 16 февраля – единственный показатель предварительной, хотя и очень поверхностной подготовки кризиса.
– Я работала у себя в детском саду, позвонила заведующая и сказала: все должны снять деньги в банкоматах и решить, выезжать или нет в Россию. Я должна была обзвонить родителей всех "своих" детей, чтобы составить список выезжающих. У меня в группе собрались две семьи, у кого есть машины. К банкоматам уже выстроились очереди, но я пенсию снять успела, – рассказывает воспитатель детского сада из Донецка.
Центральный банк "ДНР" установил лимит на снятие средств с пенсионных и зарплатных карт, до 10 тысяч рублей в сутки. Продукты в магазинах можно купить, очереди за бензином схлынули, больших очередей на российской границе тоже нет. На выходные дни прекращены работа театров, министерство культуры "ДНР" отменило на территории самопровозглашенной республики проведение всех мероприятий.
Указом Дениса Пушилина объявлена всеобщая мобилизация, на которую смотрят с большой опаской, поскольку она предполагает и отъем транспорта и любого другого имущества "в целях обороны". "Не беспокойся, ничего не будет, – говорит корреспонденту Радио Свобода Андрей, пенсионер из дальнего от фронта Пролетарского района Донецка. – Нет у них ни людей, ресурсов даже для военного положения! Только если россияне зайдут! На улицах полно автобусов, муниципальный транспорт работает, наши знакомые в одном здешнем министерстве говорят, что министр и замы свои семьи не вывозят. Все спокойно, наш бар вон работает, никто его не закрывал, а то, что вояки ездят туда-сюда, так когда они не ездили?!"
Фоном для создания атмосферы "гуманитарного кризиса" стали сообщения в официальных СМИ "ДНР" о мобилизации "всего транспорта": вывозить в Россию "всех женщин и детей" в количестве 700 тысяч человек.
– Есть четкое распоряжение о том, чтобы руководящий состав вывез своих родных. Все руководители министерств, ведомств, администраций, общественного движения "Донецкая республика" чуть ли не под подпись должны вывезти своих близких, – рассказал корреспонденту "Свободы" источник в правительстве "ДНР". – Все должны эвакуироваться, каждый в пятницу должен был отчитаться о намерениях. Мы показываем реальную угрозу со стороны Украины. Тогда украинская власть начнёт с нами прямые переговоры.
Обстановка спокойнее не становится. В анонимных телеграм-каналах "ДНР" публикуют информацию (якобы от имени "министерства государственной безопасности" "ЛНР") о том, что украинские диверсанты, дескать, намеревались подорвать под путепроводом заминированный автомобиль в тот момент, когда по путям должен был проследовать состав с эвакуированными женщинами и детьми. Здесь же размещена информация о "группе польских диверсантов". Непонятно, начнётся ли здесь настоящая война, но информационная война разгорелась уже давно.