Есть надежда, что прокремлёвский курс президента Румена Радева может быть повёрнут вспять.
Политический туман рассеивается
На рубеже мая и июня нынешнего года перед зданием президентской администрации в Софии прошли бурные митинги с призывом к импичменту президента Румена Радева. Поводом стали его попытки дирижировать поведением политических партий в процессе их переговоров о формировании правительства, фактически препятствуя его созданию. Демонстранты требовали также отставки президента в связи с его неоднократными высказываниями против предоставления военной помощи Украине. Радева называли "слугой России", "агентом Путина", "реZидентом", напоминали ему, что "тут не Москва", и предлагали "отправляться на Восток".
Эти многолюдные выступления состоялись незадолго до решающего голосования в парламенте, когда впервые за два с лишним года, после пяти досрочных парламентских выборов, было сформировано коалиционное правительство Болгарии. Таким образом, после 6 июня Радев утратил возможность прямого управления страной: казавшийся бесконечным парламентский кризис позволял ему делать это через временные кабинеты, которые он сам и назначал.
Для появления правительства понадобилось, чтобы к соглашению пришли две прежде непримиримые политические силы – партия ГЕРБ бывшего многолетнего премьера Бойко Борисова, а также альянс партий "Продолжаем перемены" (лидер – другой экс-премьер Кирил Петков) и "Демократическая Болгария". Вместе они почти поровну контролируют 133 места в 240-местном Народном собрании. За ГЕРБ, формально считающейся консервативной проевропейской партией, тянется шлейф обвинений в коррупции, игнорировании принципов верховенства закона, подчинении независимых судов политическим интересам. "Гарвардский мальчик" Кирил Петков, наоборот, в 2022 году за несколько месяцев премьерства продемонстрировал, как могла бы развиваться по-настоящему европейская Болгария. В июле 2022 года решением его правительства из страны были высланы 70 дипломатических и технических сотрудников российских учреждений. Вскоре после этого кабинет Петкова был свергнут – как раз из-за вотума недоверия, инициированного ГЕРБ.
Были сломаны основные механизмы государства, выборы перестали вызывать доверие
Объективные основания для союза бывших антагонистов изложил Христо Иванов, работавший в своё время министром юстиции. Главный кризис, который необходимо преодолеть, заявил он в парламенте, – это кризис общественного договора. Причина его в том, что переход от статуса фактической российской колонии к полноценной демократии в Болгарии так и не осуществился. "Были сломаны основные механизмы государства, выборы перестали вызывать доверие. Всё это происходит на фоне самой сложной за последние поколения геополитической ситуации". Главные приоритеты нового правительства успели стать общим местом в представлениях всех проевропейских сил: переформатирование системы правосудия; более активная борьба с коррупцией; достижение консенсуса по ключевым элементам избирательного процесса; наведение порядка и модернизация системы безопасности.
Состояние последней вызывает у демократических сил большую озабоченность. Победившие партии считают, что сейчас спецслужбы работают прежде всего в соответствии с представлениями и нуждами президента Радева. По свидетельству представителя официального органа – Комиссии по раскрытию документов и декларированию принадлежности болгарских граждан к службам государственной безопасности и разведки социалистического периода (КОМДОС), "даже спустя тридцать с лишним лет после падения коммунизма власть некогда вездесущей службы государственной безопасности (ДС) в Болгарии все еще остается неоспоримой. Бывшие сотрудники занимают влиятельные посты в политике, бизнесе и научных кругах и активно вмешиваются в политику страны в Евросоюзе. И это несмотря на то, что в ходе вступления в ЕС в 2007 году правительство открыло архивы госбезопасности и ввело обязательную проверку кандидатов на все выборные должности". Как отметила член КОМДОС Екатерина Бончева, бывшие сотрудники спецслужб продолжают влиять на политику и общество в Болгарии – "с помощью России". "Они никогда не служили национальной безопасности Болгарии, только коммунистическому режиму и КГБ", – говорит Бончева.
Сеть бывших агентов, которая действует и сегодня, создаёт проблему для Болгарии как члена ЕС и НАТО. Это стало ясно совсем недавно, после начала полномасштабной российской агрессии против Украины, продолжает Бончева. "Хорошо информированные правительственные круги в Софии, настаивающие на анонимности, утверждают, что спецслужбы сначала объявили, что войны не будет, потом сказали, что все закончится через два дня и что Болгарии лучше оставаться нейтральной. Поэтому в феврале 2022 года депутаты тогдашнего парламента потребовали расследования – не вводили ли спецслужбы в заблуждение правительство намеренно". Бончева приводит и другой пример: за блокированием Болгарией вступления Северной Македонии в ЕС также стоят старые кадры госбезопасности в МИДе и в кругу советников президента Радева. В свою очередь, их поддерживают "коллеги" из болгарских националистических партий. Все они постоянно разжигают конфликт с соседней страной, "что служит стратегическим интересам России на Балканах".
В прессу попали сведения о том, что новый кабинет планирует назначить новых руководителей МВД, а также ДАНС (Государственное агентство национальной безопасности) и ряда других спецслужб, в том числе военной разведки. Как отмечает Deutsche Welle, сохранение руководителей спецслужб, назначенных президентом, "которого отбирал на эту должность резидент КГБ" (имеется в виду генерал Решетников, одобривший от имени Кремля кандидатуру Радева на президентских выборах 2016 года), является политическим самоубийством для болгарской парламентской демократии.
Новые люди
Впервые в Болгарии появился ротационный премьер-министр. На первые девять месяцев им становится Николай Денков (ПП-ДБ), академик, бывший в своё время министром образования. Затем на такой же срок его должна сменить Мария Габриэл (ГЕРБ), занимавшая до последнего времени пост члена Еврокомиссии по инновациям, исследованиям, культуре, образованию и делам молодежи. Габриэл, имеющая хорошие связи в европейских структурах, сейчас становится вице-премьером и министром иностранных дел. От неё ожидают большой работы по принятию законов, необходимых для получения Болгарией средств Плана восстановления и обеспечения жизнестойкости по программам ЕС. Появляется также реальная возможность добиться целей, осуществлению которых мешало отсутствие регулярного правительства, – вступления Болгарии в Шенген, предположительно этой осенью, и в еврозону (отложено на начало 2025 года). Эти шаги лишили бы Кремль многих рычагов влияния на Болгарию.
Политический кризис привёл к снижению доверия к Болгарии со стороны союзников по ЕС и НАТО, прежде всего в реальной оценке агрессивной войны Кремля против Украины и помощи ей. В этом отношении важно назначение на пост министра обороны Тодора Тагарева, видного военного чиновника, который, что любопытно, защитил диссертацию в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского в Москве, а переподготовку проходил уже в Командно-штабном колледже ВВС США в Алабаме. Если Румен Радев так никогда и не выступил с безоговорочным осуждением российской агрессии против Украины, то новый министр обороны уже на церемонии вступления в должность заявил: Болгария должна оказать помощь Украине для продолжения контрнаступления и освобождения оккупированных территорий. Болгария весьма полезна для Украины, отметил Норберт Бекманн, глава представительства Фонда Конрада Аденауэра в Болгарии, поскольку как бывшая страна Варшавского договора она располагает советскими боеприпасами. Болгария имеет 300 тысяч снарядов, которые могут быть немедленно доставлены в Украину.
Радев не оставит новое правительство в покое
Впрочем, наблюдателям ясно, что одним появлением нового правительства проблемы не решатся. Вот характерный эпизод: лидер одной из оппозиционных партий объявил формирование кабинета министров "бархатным государственным переворотом", осуществленным посольством США. Это сделал председатель прокремлёвского "Возрождения" (третья по численности фракция в парламенте с 37 депутатскими креслами) Костадин Костадинов, он же Костя Копейкин – это прозвище составляет предмет его гордости. Четырнадцать фигур в новом правительстве прямо или косвенно связаны с США, заявил Костадинов, поскольку "они учились в американских университетах, работали в американских организациях или получали гранты от американских фондов". Сейчас "Возрождение" добивается референдума об отсрочке введения в Болгарии единой европейской валюты до 2043 года – несмотря на то что ежегодные расходы на конвертацию болгарского лева внутри ЕС составляют 500 млн евро.
"Хрупкой" называет публицист Пламен Асенов "надежду болгар на то, что наконец-то появился шанс выбраться из российского болота, в которое нас целенаправленно затягивает Радев, и начать полноценно обустраивать свою жизнь как европейской, свободной и демократической страны". По его мнению, Радев "не оставит новое правительство в покое, он будет бороться с ним всеми доступными средствами – которых, ввиду наличия большой когорты прикормленных Россией людей, размещенных на ключевых постах в государстве, немало. В этом виноват весь болгарский политический класс – из-за своей некомпетентности, недальновидности, нерешительности в действиях и неспособности поставить национальные интересы выше партийных и личных".