Ссылки для упрощенного доступа

Богородское зловоние. Кто отравляет жителей Нижегородской области


Один из въездов в Богородск
Один из въездов в Богородск

Город Богородск в 40 километрах от Нижнего Новгорода носит неофициальное звание "столицы Приокского Березополья". Здесь очень красивые места, да и сам город сохранил множество памятников архитектуры, способных привлечь любителей русской старины. Но в ближайшие годы туристический бум Богородску вряд ли грозит. Первое впечатление о районном центре формируется через органы обоняния: вот уже несколько лет гостей на въезде в город встречает резкий запах канализации.

Местные жители, живущие в этом зловонии годами, обошли все инстанции и добились внимания не только местных, но областных и даже федеральных властей. Но праздновать победу пока никто не торопится.

"Мы переехали сюда в 2019 году, все деньги вложили в строительство дома, – рассказывает местная жительница Татьяна Сурина. – Переехали и начали задыхаться! Ребенка рвало прямо на выходе из дома! Когда начинали стройку в 2012-м, этого безобразия не было!"

Олег Яшин
Олег Яшин

Богородский активист Олег Яшин точно помнит, когда началась его персональная война за чистый воздух:

"Столкнулся с этим в 2015 году, летом. Ехал утром на работу по объездной Богородска – и тут такой резкий запах! Честно – меня чуть не вырвало! Думаю, да что же это такое, надо обратиться в министерство экологии! Они мне ответили, потом я подключил природоохранную прокуратуру и выяснил, что всему виной очистные сооружения".

Очистные Богородска – одно название. Построенные в 1978 году, они давно не справляются со стоками в маленькую речку Рязанка, которая течет через весь Богородск. Причина – во влиянии традиционной местной промышленности, кожевенного производства. Именно ему город обязан своим существованием в прошлые века, даже на городском гербе изображены три выделанные шкуры.

Очистные сооружения Богородска
Очистные сооружения Богородска

Но то, что дало толчок к развитию села Богородское 400 лет назад, сегодня убивает город.

Возникает стандартная проблема: заводы экономят на своих очистных сооружениях и льют не то, что требуется

"На очистные сооружения, кроме обычных отходов канализации от населения, поступают стоки с кожевенных заводов. Строго по закону кожевенные заводы имеют на это право, но они должны сначала убрать из своих стоков характерные для промышленных предприятий примеси. Но возникает стандартная проблема: заводы экономят на своих очистных сооружениях и льют не то, что требуется. В результате они просто убивают активный ил на очистных, который не приспособлен "жрать" хромовые соединения!" – рассказывает руководитель экологического центра "Дронт" Асхат Каюмов.

Жители Богородска и соседней деревни Березовка уже изучили графики загрязнений: обычно выбросы с заводов производились в пятницу вечером, под конец рабочей недели, поэтому утром в субботу над жилыми домами витал вовсе не дух выходного дня.

Любовь Таланина
Любовь Таланина

Любовь Таланина живет в той части города, где запахи ощущаются сильнее всего:

"Улица у нас называется "2-я Рязанка", и река проходит у нас буквально за огородами у соседей. От завода хромовых кож до нашего дома тоже недалеко, и весь запах мы ощущаем в полной мере".

В Богородске три ключевых кожевенных предприятия: компания "Патриот" (завод "Хромтан"), Завод им. Юргенса и компания "Караван-СК". Долгие годы им удавалось уходить от обязательств очищать стоки через фиктивные банкротства, говорит эколог Асхат Каюмов. В августе 2019 года Министерство экологии Нижегородской области устроило директорам предприятий "очную ставку" во время проверки заводских очистных. Тогда прозвучали первые обещания вложить деньги в реконструкцию сооружений, которые, впрочем, в полном объеме не выполнены до сих пор.

Активист Олег Яшин продолжал собирать вокруг себя группу активных горожан, которые устали от "газовой атаки". Их группа в соцсетях так и называется: "Я хочу дышать!" На городском форуме тема загрязнения Рязанки всегда в топе, в обсуждении уже больше 150 страниц.

"Я поставил себе цель, что добьюсь изменений. Это моя гражданская позиция, как говорится, никто меня не просил. Меня тут даже обвиняют, что кто-то меня нанял, деньги заплатил, – смеется Олег. – Но такого нет, это я чисто от себя".

По запросу Яшина областное Минэкологии изучило пробы воды в Рязанке и выдало ожидаемый результат: сульфиды – превышение в 1900 раз, хром 3+ в 21,4 раза, аммоний-ион – в 322 раза, сульфат-ион – в 5,1 раза, хлорид-ион – в 1,7 раза, фосфат-ион – в 2,3 раза, нефтепродукты – в 5 раз, железо общее – в 23 раза.

Река Рязанка
Река Рязанка

Понятно, что ситуация не устраивает ни богородские власти, ни правительство Нижегородской области. В 2020 году удалось включить затраты на реконструкцию очистных Богородска в федеральную программу сохранения Волги, поскольку в конечном счете все эти сбросы оказываются именно в волжской воде. Только на первом этапе проекта предусмотрены гигантские по меркам района расходы – 1,2 миллиарда рублей. Но все эти затраты будут впустую, если кожевенные заводы не выполнят свою часть обязательств.

Удовольствие это не дешевое, и еще не решено, кто должен за это платить

"Пока всё по-прежнему. Ни одно предприятие очистные не запустило, – говорит Асхат Каюмов. – В 2022 году будут запущены реконструированные очистные Богородска, вкладываются хорошие федеральные деньги. И если до того момента не будет снята эта проблема, то понятно: первый же сброс с заводов убьет очистные! В проекте очистных предусмотрена одноразовая защита от таких сбросов, после чего датчики нужно менять. Удовольствие это не дешевое, и еще не решено, кто должен за это платить".

А совсем недавно Олег Яшин сделал еще одно открытие: оказывается, русло Рязанки, проходящее в том числе и по территории завода "Патриот", вообще не включено в кадастровые карты как водоохранная зона.

"Природоохранная прокуратура вынесла министру экологии области представление в связи с тем, что река в городской черте даже не поставлена на кадастровый учет как водоохранная зона. То есть вкладываются миллиарды в очистку реки, которая вообще никак не учтена! Я так понимаю, это было выгодно нашей администрации: раз нет [водоохраной зоны] – значит, можно и сбрасывать туда, можно и земли вокруг нее передавать каким-то организациям", – возмущается Яшин.

Завод "Патриот"
Завод "Патриот"

Впрочем, в администрации Богородского округа заявляют, что эта проблема – в зоне постоянного внимания, и ситуация на личном контроле у председателя окружного совета депутатов Гарика Календжяна.

Зимой запахи не так ощущаются – это летом они "поджимаются" к земле

"На последнем заседании совета было озвучено, что где-то в первом квартале 2022 года на нашем основном "вонючем" предприятии – "Патриоте" – вроде как заработают очистные сооружения. На предприятии "Караван-СК" очистные процентов на 80 уже запущены, до конца года обещали за 90 процентов. У нашего "Водоканала" есть превышения, но они стали значительно меньше. Ситуацию пытаются стабилизировать. Говорю с осторожностью, потому что зимой запахи не так ощущаются – это летом они "поджимаются" к земле. В эту погоду в Богородске запаха меньше, и перепроверить информацию от предприятий мы пока не можем", – заявил пресс-секретарь администрации Дмитрий Третьяков.

Примерная зона распространения зловонных запахов
Примерная зона распространения зловонных запахов

Жители Богородска подтверждают: сейчас зловоние почти не ощущается. И тоже связывают это скорее с погодой, чем с ростом экологической дисциплины местных промышленников.

Видимо, есть какой-то прогресс. Хотя, возможно, это временные улучшения

"Заметила, что в последнее время меньше пахнет. Но иногда какие-то выбросы происходят и сейчас. Вот, недели две назад ночью такой ядовитый смрад стоял – просто ужас! Такое впечатление, что копилось-копилось, и вот нате вам – вывалили", – говорит Любовь Таланина.

"В последнее время перестало ощущаться зловоние с вечера до утра. Прежде пахнуть начинало вечером в интервале где-то с 5 до 11 [часов вечера] – и до 6–8 утра. Видимо, есть какой-то прогресс. Хотя, возможно, это временные улучшения, точно не знаю", – рассказывает житель Богородска Станислав Любченко.

Богородск
Богородск

Олег Яшин, которого можно назвать главным общественным контролером ситуации, тоже надеется, что история богородского смрада однажды закончится:

"Следующий этап – расчистка берегов речки Рязанка. Сейчас хотят расчищать от центра города, а я хотел бы, чтоб от истоков реки. Если смотреть от обувной фабрики – там овраг, и видно, что бьют родники, и вода очень чистая. Вот оттуда надо начинать расчистку", – говорит он.

Кроме того, активисты во главе с Яшиным намерены разбираться с тарифами за водоотведение – в них включена стоимость очистки стоков, а по факту ее нет. Общественные активисты считают, что это халатность, но полиция и прокуратура в возбуждении уголовных дел пока отказывает.

XS
SM
MD
LG