Таиландские и камбоджийские войска применяют в приграничных боях тяжелые вооружения, авиацию, танки и дальнобойную артиллерию, одновременно обвиняя друг друга в начале конфликта и призывая противника к миру. Счет убитым, в том числе среди мирных жителей, уже идет на десятки.
Главная заповедь буддизма, на которой построена вся этика и система верований этой религии – не причинять вреда любым живым существам (ахимса). Однако сейчас Таиланд и Камбоджа, две конституционные монархии, где государственной религией является буддизм, причем в самой консервативной и старой его форме (тхеравада), фактически вновь оказались в состоянии войны – уже в четвертый раз в XXI веке. И опять боевые действия, как и ранее, в 2008, 2009 и 2011 годах, начались из-за спора о принадлежности участков приграничных территорий – на которых расположены священные для обоих народов древние буддистско-индуистские храмы.
Отношения Бангкока и Пномпеня в очередной раз начали быстро портиться 28 мая, когда в спонтанной перестрелке на спорном участке границы в отдаленной местности погиб камбоджийский солдат. Затем на этом фоне между странами начался громкий дипломатический конфликт, дестабилизировавший таиландское правительство и приведший к отставке таиландского премьер-министра Пхэтхонгтхан Чиннават. В сеть утекли подробности ее телефонного разговора 15 июня с Хун Сеном, бывшим камбоджийским премьер-министром, в котором она раскритиковала действия собственной армии и ее военачальников.
72-летний Хун Сен, этнический китаец, сумевший начать удачную карьеру еще в рядах "красных кхмеров" (люто ненавидевших все иностранное и особенно все национальные меньшинства), а теперь ставший председателем Сената, до сих пор остается фактическим авторитарным правителем Королевства Камбоджа (и председателем бессменно правящей Народной партии Камбоджи, бывшей марксистской). Он официально возглавлял правительство с 1985 по 2023 годы, а потом формально передал пост премьера собственному сыну Хун Манету. Правление Хун Сена – второе по продолжительности в современной Азии и одно из самых длительных в мире.
Пхэтхонгтхан Чиннават (дочь и племянница двух бывших премьер-министров, Таксина Чиннавата и Йинглак Чиннават, также имеющих очень спорную репутацию в новейшей таиландской истории) для разрешения назревающего конфликта попыталась использовать давние неофициальные отношения между ее семьей и Хун Сеном. Обнародованная запись разговора показала, что Пхэтхонгтхан обращалась к Хун Сену как к "почтенному дяде", а себя называла его "послушной племянницей".
Но главное, в беседе она призвала его не обращать внимания на "происки наших противников" – прямо имея в виду авторитетного и довольно пожилого генерала Бунсина Падкланга, командующего Вторым приграничным армейским округом ВС Таиланда. Который, по словам 38-летней таиландской премьерши, "не более чем старый дурень, который решил, что он умнее всех".
Все эти слова вызвали в таиландском обществе взрыв гнева, как "подрывающие национальное достоинство и дух Вооруженных Сил". По всей стране начались протесты с призывами к отставке Пхэтхонгтхан Чиннават, а также ультрапатриотические митинги с призывами "обуздать Камбоджу". 1 июля Конституционный суд временно отстранил Пхэтхонгтхан Чиннават от должности премьер-министра на время открытого против нее расследования.
Затем Бангкок заявил, что призовет Пномпень к ответу за нарушение договора о противопехотных минах на границе – после того как в конце июля в спорных приграничных районах таиландские военные нашли более десятка недавно установленных противопехотных мин российского производства (которых в таиландской армии никогда не было).
Власти Таиланда сообщили, что на них на таиландской стороне фактической границы подорвались трое таиландских солдат. Однако камбоджийские власти отвергли эти обвинения и заявили, что пострадавшие военнослужащие виноваты сами – они якобы отклонились от согласованных маршрутов и наступили на мины, оставшиеся здесь после предыдущих войн и правления "красных кхмеров".
Вечером 23 июля власти Таиланда отозвали своего посла из Пномпеня и заявили, что высылают камбоджийского посла в Бангкоке. А в ночь на 24 июля между армиями двух стран начались первые серьезные боестолкновения – причем вновь возле древнего храма Та Моан Тхом, который находится на таиландской стороне на территории, оспариваемой Камбоджей.
Та Моан Тхом, храмовый комплекс, памятник эпохи Кхмерской империи – одно из священных для буддистов и индуистов мест, из-за споров о принадлежности которых Таиланд и Камбоджа уже прежде трижды воевали только в нашем веке. Во времена длительной оккупации этого района камбоджийскими "красными кхмерами" (до середины 90-х годов XX века) он сильно пострадал от рук расхитителей (почти все статуи были вывезены бандитами в Таиланд). Однако его до сих пор постоянно посещают тысячи паломников и туристов (в том числе иностранных, несмотря на все опасности такого путешествия).
Второй подобный комплекс времен Кхмерской империи на границе Таиланда и Камбоджи, из-за которого они воевали прежде и где сейчас вновь разгорелись боевые действия – расположенный в другом районе храм Прэахвихеа, посвященный богу Шиве, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1962 году Международный суд ООН постановил, что Прэахвихеа точно принадлежит Камбодже – но конфликт на этом не прекратился.
Согласно до сих пор действовавшим договоренностям, паломникам и туристам к этому храму можно попасть со стороны как Таиланда, так и Камбоджи. Но если со стороны Таиланда можно просто подойти к нему по относительно прямой и ровной дороге, то со стороны Камбоджи люди вынуждены штурмовать высокую гору, причем до 2003 года туда не вело даже тропинки.
При этом для камбоджийцев (кхмеров) храм Прэахвихеа памятен еще и другими трагическими событиями. В 1979 году тогдашнее военное правительство Таиланда решило депортировать из страны на родину многие тысячи кхмерских беженцев, бежавших от режима Пол Пота (после того, как "красных кхмеров" свергли в конце 1978 года вьетнамские войска).
Беженцев без воды, еды и вещей свезли в отдаленную, почти не тронутую в те времена цивилизацией местность, где стоит Прэахвихеа, после чего просто силой столкнули с края горы в джунгли на камбоджийскую сторону. Число людей, включая детей, погибших при этой "депортации" (в том числе потом, при переходах выживших при падении по многочисленным минным полям, установленным "красными кхмерами"), до сих пор неизвестно.
В феврале 2011 года храм Прэахвихеа был заметно поврежден в результате артиллерийского обстрела со стороны армии Таиланда при очередном пограничном конфликте.
Рано утром 24 июля 2025 года, как заявляет Пномпень, таиландские военные подошли к храму Та Моан Тхом и установили вокруг него колючую проволоку – что нарушает предыдущие договоренности двух стран о мерах по снижению напряженности на границе. Однако Бангкок, в свою очередь, утверждает, что Королевская армия Камбоджи первой направила свои подразделения в спорный район возле храма Та Моан Тхом. Позже камбоджийские солдаты якобы первыми открыли артиллерийский огонь по пограничным районам, ранив несколько таиландских военнослужащих.
Точно известно, что Камбоджа в последние сутки несколько раз применяла в боестолкновениях на границе различные виды тяжелых вооружений, в том числе российские РСЗО "Град". Была обстреляна таиландская военная база, гражданская больница и нанесены удары по мирным деревням, что привело к жертвам среди мирного населения. В ответ шесть таиландских истребителей F-16 нанесли удары по камбоджийским войскам, в том числе один – по военному объекту Камбоджи вдалеке от спорных участков границы.
Затем боевые действия распространились по меньшей мере на шесть приграничных районов. Это вынудило Таиланд вообще закрыть всю границу между странами со своей стороны. Губернаторы четырех таиландских приграничных провинций сообщили о полной эвакуации всех жителей 86 деревень вдоль границы с Камбоджей. Их количество уже превысило 45 тысяч человек.
Вечером 24 июля Королевская армия Таиланда заявила, что начинает на суше и в воздухе против Камбоджи масштабную военную операцию, уже получившую название "Ютта Бодин" ("Решающая битва ради защиты Родины"). Бангкок подчеркнул, что также намерен применить против камбоджийской армии тяжелые вооружения.
Таиланд и Камбоджа столетиями воюют и ведут споры о принадлежности пограничных территорий, в наше время еще и о том, на чьей стороне должны находиться многочисленные священные храмы (Та Моан Тхом и Прэахвихеа – только два самых известных среди более чем десятка подобных). Противостояние их длится с начала Средних веков, когда эти земли начали постоянно переходить из рук в руки во время десятков войн между разными тайскими и кхмерскими государствами.
Примерная линия сегодняшней границы оформилась во второй половине XIX века. Когда-то могущественная Камбоджа (Кхмерская империя Камбуджадеша в IX-XIII веках владела большей частью земель современного Таиланда, а Ангкор был крупнейшим в истории человечества поселением доиндустриальной эпохи) потом много столетий подряд проигрывала и уступала давлению тайских королевств (носивших разные имена), пока совсем не попала к ним в вассальную зависимость. Чтобы хоть как-то сохраниться и избавиться от угрозы полного завоевания со стороны смертельного врага – Королевства Раттанакосин (или по-западному Сиама, как тогда назывался Таиланд), в 1863 году Камбоджа вынуждено выбрала меньшее из двух зол и стала французским протекторатом, частью Французского Индокитая.
Париж подписал с Сиамом, сохранившим полную независимость и никогда не бывшим колонией ни одной страны Европы, ряд договоров о границах. Но и потом эта граница опять менялась – и из-за дальнейшей колониальной экспансии Франции, постоянно "откусывавшей" от Сиама новые территориальные куски, и во время Второй мировой войны.
В 1940 году Французский Индокитай был оккупирован японской армией, номинально сохранившей здесь, однако, власть марионеточного режима Виши. Увидев разгром и кажущуюся неспособность Франции, бывшей великой европейской державы, защищать свои колонии, тогдашний премьер-министр Таиланда (государство в 1932 году сменило название и во Второй мировой войне выступило на стороне Японии, Германии и Италии) генерал-майор Плек Пибун Сонгкрам решил присоединить Камбоджу "обратно" военным путем. Пибун Сонгкрам (само имя которого означало "Большая наступательная война") отдал приказ о вторжении во Французский Индокитай – и началась Франко-тайская война, ставшая частью Второй мировой и длившаяся с октября 1940 по май 1941 года.
Таиланд в ней победил, ценой немалых жертв и при поддержке Японии – и к нему после подписания перемирия отошли большие территории севера и северо-запада современной Камбоджи (а заодно и часть современного Лаоса). Ради увековечивания имен тайцев, павших в боях против французов и камбоджийцев, в Бангкоке даже был воздвигнут помпезный военный Монумент Победы, до сих пор один из самых знаковых памятников города, на открытие которого были приглашены военные и дипломаты союзников, то есть Японии и Третьего рейха.
Однако после окончания Второй мировой, и после того, как Франция, оказавшаяся в числе победителей, пригрозила не пустить оказавшийся на стороне проигравших Таиланд в ООН, все захваченные земли пришлось вернуть.
Камбоджа получила независимость от Франции в 1953 году – и с тех пор ее отношения с Таиландом, под влиянием и исторических страхов и обид, и новых бесчисленных войн и гражданских конфликтов (как во всей Юго-Восточной Азии, так и внутри самих этих двух стран) складывались очень непросто. Всего в новейшее время, то есть за последние примерно 70 лет, Таиланд и Камбоджа воевали друг с другом, в разных масштабах, более 10 раз.