20 апреля суд Фрунзенского района Минска приговорил к 10 суткам административного ареста витебского правозащитника Олега Барщевского. Лидер гражданской кампании "Наш дом", также жительница Витебска, Ольга Карач оштрафована на 20 базовых величин – в эквиваленте более 200 долларов. Общественные активисты признаны виновными в совершении мелкого хулиганства.
В Белоруссии органы правопорядка начинают выполнять распоряжение Александра Лукашенко "допросить всех" в связи с терактом в минском метро. Вечером 19 апреля в минскую квартиру, где известный активист оппозиции и правозащитник Валерий Щукин отмечал свой день рождения, нагрянула милиция. Член Белорусского хельсинкского комитета Павел Левинов направился туда, чтобы обеспечить Щукину правовую защиту. В результате милиционеры задержали 18 человек, включая правозащитника, и доставили их во Фрунзенский районный ОВД Минска. а Ольга Карач, Павел Левинов, Олег Барщевский и Павел Станевский были задержаны по статье Уголовно-процессуального кодекса "задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления". На Левинова составили протокол, из которого следует, что он подозревается в совершении теракта в минском метро.
Как рассказала одна из гостей Валерия Щукина Ольга Карач, проверив документы у присутствующих, милиционеры сначала ушли, но позже снова вернулись и провели в квартире обыск, не предъявив при этом соответствующих документов:
- Всех переписали. Потом прошлись по квартире, убедились, что там нет оружия. И ушли. Потом Павел Левинов и Олег Барщевский вышли из квартиры, и их сразу же арестовали – как уточнили, для профилактической беседы с начальником райотдела милиции. Я заявила, что поеду вместе с ними как их представитель. Но милиционеры вдруг сказали, что у них есть также несколько вопросов к Валерию Щукину и побежали за ним.
В протоколе указано, что Левинов подозревается в том, что 11 апреля около 18 часов на станции метро Октябрьская в Минске совершил действия, которые предусматриваются частью 3 статьей 359 Уголовного кодекса. Однако в статье 359 нет части 3. Ольга Карач, также задержанная милиционерами, успела сказать, что аналогичный протокол о составлен и на нее. Протокол подписал старший оперуполномоченный Фрунзенского района Минска А. Жигалов.
Как считают некоторые наблюдатели, такие протоколы с абсурдными обвинениями являются стандартным ходом белорусской милиции, чтобы были какие-то основания задержать неудобного им человека. Впрочем, логику милиционеров можно объяснить и тем, что Левинов и Карач проживают в Витебске, а именно из этого города были главные подозреваемые в совершении теракта 11 апреля в минском метро.
Между тем, оказались правы те наблюдатели, которые с самого начала полагали, что протокол будет забыт, и задержанных будут судить за хулиганство. Так и случилось: с Павла Левинова сняты обвинения в причастности к теракту в метро 11 апреля. Теперь его обвиняют в мелком хулиганстве.
Очевидно, однако, что подобная история стала возможной именно на фоне общей обстановки в стране. После теракта в метро 11 апреля Александр Лукашенко заявил, что нужно допросить всех оппозиционеров. "В рамках уголовного дела всех привлечь и допросить, не глядя ни на какую демократию и вой и стоны зарубежных страдателей!" – приказал Лукашенко 13 апреля.