Ссылки для упрощенного доступа

День согласных и день несогласных в России


Александр Рыклин
Александр Рыклин

Программу «Итоги недели» ведет Андрей Шарый. Принимают участие один из лидеров Объединенного Гражданского Фронта Александр Рыклин и активист организации "Вперед", историк-социалист Илья Будрайтскис.

Андрей Шарый: Эти выходные отмечены довольно большой по российским меркам митинговой активностью граждан. Радикальная внесистемная оппозиция – и правая, и левая, – проводит так называемый «День несогласных» с флеш-мобами и молниеносными акциями протеста против режима Медведева-Путина. Этот режим поддерживают сторонники "Единой России" и других проправительственных организаций – они устраивают «Марши согласных». Акции против социальной политики власти проводят коммунисты, сторонники либеральных демократов, различные группы граждан, собравшихся по принципу социальной активности. Гости программы сегодня – непосредственные участники этих событий. Я приветствую в прямом эфире Радио Свобода одного из лидеров Объединенного Гражданского Фронта Александра Рыклина и активиста организации "Вперед", историка-социалиста Илью Будрайтскиса.

Александр, первый вопрос к вам. Как вы провели сегодняшний день, что получилось у Объединенного гражданского фронта?

Александр Рыклин: На самом деле я считаю, что сегодняшний день для всей оппозиции в целом прошел весьма успешно, все, что было запланировано, сделано. Я считаю, что те акции, которые сегодня были проведены, были проведены, несомненно, успешно. И прежде всего я имею в виду акцию ОГФ, нескольких молодежных организаций, таких как «Смена» и «Оборона» в центре Москве на Большой Полянке. И нацболы были активны.

Андрей Шарый: Вы были свидетелем задержания Эдуарда Лимонова на Триумфальной площади?

Александр Рыклин: Нет, я не был свидетелем задержания Эдуарда Лимонова. Я сегодня посетил два мероприятия, я был на 1905 года, где митинговал Союз офицеров, и я, правда, немножко поздно, но приехал на Полянку.

Андрей Шарый: Вы видели разгон манифестации ОГФ какими-то людьми в масках?

Александр Рыклин: Я еще раз повторяю, я приехал позже. Я хочу сказать, что вообще это то, что власть стала применять в последнее время. Какие-то бандиты в штатском нападают на мирных граждан, угрожают здоровью, угрожают жизни, там много женщин, бывают и дети. Так вот я хочу сказать, что и сегодня и впредь бандиты в штатском будут получать отпор. У нас хватает молодежи, которая способна защитить и своих женщин, и своих стариков.

Андрей Шарый: Мой вопрос к историку Илье Будрайтскису, вы представляете левых организацию «Вперед». В каких акциях сегодня участвовали вы и ваши товарищи? Каковы ваши оценки итогов дня?

Илья Будрайтскис: Сегодня мы приняли участие в московском митинге, всероссийской акции протеста, который проводил КПРФ. И завтра мы примем участие, являемся одними из организаторов митинга в память о погибших Станиславе Маркелове и Анастасии Бабуровой, это будет митинг, который завтра пойдет в 3 часа на Чистых прудах и в это же время пройдут митинги в ряде городов России в память об этих людях и в знак протеста против политических репрессий. Моя оценка сегодняшней акции протеста вряд ли будет такой же оптимистичной, как у Александра Рыклина. Я считаю, что сегодняшние акции протеста в Москве все без исключения, об акциях «Другой России» и ОГФ я могу судить в основном по СМИ, в которых огромное количество фотографий, информации. Мне кажется, что, несмотря на очень сильно меняющуюся социальную и политическую ситуацию, оппозиции как в лице КПРФ, так и в лице непарламентской оппозиции не удается действительно привлечь массы, привлечь людей, которые сегодня страдают от экономического кризиса, от безработицы, от безответственной политики правительства, от предпринимателей, от большого бизнеса, в свои ряды привлечь своими акциями.

Андрей Шарый: Давайте послушаем, что нам скажут слушатели. Алла Павловна у нас в эфире из Москвы. Добрый вечер. Пожалуйста, ваш вопрос или ваше мнение.

Слушательница: Здравствуйте, господа. Честно говоря, я не смотрю информационно-пропагандистские программы по государственному телевидению. Но сегодня я специально включила посмотреть потемкинскую деревню, этот митинг. Я смотрела на эти сытые, откормленные, хорошо одетые лица, мне просто противно смотреть. Как бы хотела тому же Исаеву или той же Родиной, чтобы они жили на нашу пенсию и так ратовали за план Путина, за план «Единой России». И мне очень противно выступление Соловьева. Он же был в рядах оппозиции, когда закрывали НТВ, и как же, за сколько его купила. Господи, ребята, спасибо вам большое за то, что у вас есть оптимизм, что вы ходите, несмотря на дубинки, на этот бандитизм нашей власти.

Андрей Шарый: Давайте еще один звонок примем. Николай из Тулы, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. У меня вопрос гостям программы. Меня интересуют лозунги так называемых согласных. С чем они согласны - с тем, что страна превращается в ядерную помойку для всего мира? Они согласны с людоедскими законами - это 122, жилищный кодекс? Они согласны с вымиранием России? Они согласны с тем, что Путин раздает самым приближенным олигархам миллиарды и госмонополиям. То, что великая Россия до сих пор не может принять закон, международную конвенцию ООН о правах инвалидов, они с этим согласны?

Андрей Шарый: Николай, спасибо вам большое. Вопроса нет, это скорее комментарий, поэтому я продолжу беседу с гостями. Александр, по вашим ощущениям, как-то кристаллизуется деятельность оппозиции? У вас разные точки зрения с Ильей, он считает, что не удается завести общий протест или общее наладить единство действий. По вашим наблюдениям, этот процесс близок или нет или так и не удастся?

Александр Рыклин: Немножко странно от левого активиста слышать подобного упреки, потому что сегодня как раз время левых оптимистов. Ведь кому как не им канализировать этот социальный процесс, стать во главе. Но, к сожалению, мы видим, что слева у нас совсем тухло сегодня, как-то нацболов за левых считать трудно, они немножко другие. Вы знаете, сегодня есть ряд организаций, которые действительно возможно в ближайшее время станут во главе колонн. Я прежде всего имею в виду Национальную ассамблею, конечно, «Другую Россию», я очень надеюсь, что и новое демократическое движение «Солидарность» тоже в какой-то степени начнет работу в этом направлении. Мы этим тоже занимаемся.

Андрей Шарый: Давайте дадим возможность Илье Будрайтскису ответить на идеологический пассаж в речи Александра и на ваши оценки перспектив объединения какого-то оппозиционного движения.

Илья Будрайтскис: Во-первых, я хочу сказать, что нашей целью, целью настоящих левых не является желание возглавить какие-то колонны и канализировать социальный протест. Нашим желанием является помочь становящемуся движению самоорганизации простых людей, трудящихся, людей, которые сегодня подвергаются увольнениям, подвергаются произволу со стороны властей и работодателей, создать свои собственные организации, поверить в свои собственные силы и действительно попытаться изменить ситуацию в своих интересах. И с этой точки зрения, мне кажется, что стратегия не оппозиции вообще, а левой ее части должна быть сегодня планомерная работа по созданию комитетов, каких-то коалиций, целью которых были бы не попытка засветиться в средствах массовой информации и не попытка возглавить движение социального протеста, а целью которых была бы борьба за сохранение рабочих мест, целью которых была бы борьба против произвола работодателей и целью которых было реальное изменение положения вещей.

Андрей Шарый: Илья, ваша организация и ваши товарищи собираются участвовать в работе движения «Солидарность»?

Конечно, не собираются, потому что движение «Солидарность» возглавляется людьми, которые, с нашей точки зрения, находятся по другую сторону фронта. Это люди, которые придерживаются либеральных воззрений, прежде всего либеральных экономических воззрений, люди, для которых экономический кризис является лишь следствием неправильной политики группы чекистов во главе с Путиным и людей, целью которых является политическая власть без изменения социальной системы в России и в мире.

Андрей Шарый: К нам дозвонилась из Москвы Людмила Николаевна. Мы вас слушаем, добрый вечер.

Слушательница: Добрый вечер. Я лично участвовала в этой акции и потрясена тем, на Полянке я проходила, когда из машин выскочили внезапно несколько молодых здоровых парней, начали избивать людей. Причем напали сзади, как всегда они могут делать, причем не только избивали ребят, но я видела, как ударили девушку, которая упала. Я запомнила только одну машину - это регион Подмосковья. Милиция начала хватать не нападавших, а нас, идущих. У меня вопрос: с кем наша милиция, которая живет на народные деньги? С кем они - с народом или с уродами, которые средь бела дня нападают на людей, убивают их, избивают их? Вот так.

Андрей Шарый: Спасибо. Наталья Львовна из Москвы, вам слово. Добрый вечер.

Слушательница: Здравствуйте. Я поддерживаю движение «Солидарность» и «Марши несогласных». Всегда участвовала, видела, как жестоким образом разгоняют безоружных людей ОМОН и избивают. Я считаю, что мало информации, народу было бы гораздо больше против сегодняшней диктатуры власти, против несостоятельной политики власти, которая противопоставляет Россию всему цивилизованному миру. И настоящие мыслители, политики и патриоты в движении «Солидарность», а не в Кремле.

Андрей Шарый: Спасибо, Наталья Львовна. Мой вопрос к одному из лидеров Объединенного гражданского фронта Александру Рыклину. Александр, оцените, пожалуйста, в последнее время изменения политической ситуации. Пожалуй, единственное, в чем вы с Ильей Будрайтскисом соглашаетесь - это в том, что ситуация в стране меняется. На ваш взгляд, как она меняется и кто может возглавить движение протеста, если оно будет усиливаться?

Александр Рыклин: Вы знаете, кто может возглавить движение протеста – это вопрос сложный. Тут начинают работать механизмы неожиданные, могут возникнуть совершенно новые лица, новые фигуры. Я перечислил те организации, которые, с моей точки зрения, могут возглавить движение протеста, и я надеюсь возглавить его. Что же касается ситуации в стране, то она очевидным образом движется в одном направлении, тренд очевиден – власть уходит. Как долго она будет уходить, будет ли она уходить с социальными потрясениями для всех жителей России или нет - вот это вопрос. И кроме всего прочего этого вопрос персональной ответственности людей, которые сегодня осуществляют властные полномочия, в том числе и инициируют неправовые силовые действия против мирных граждан. Я хочу их всех предупредить о несомненной персональной уголовной ответственности за свои действия, которая рано или поздно наступит.

Андрей Шарый: Спасибо, Александр Рыклин. Илья, есть довольно много групп социальной активности граждан, типа нового, быстро набирающего силу движения «Тигр» - это автомобилисты, которые против повышения пошлин на иномарки, социальные группы, которые политически может быть не очень активны, но когда кризис дошел до них и когда политика власти сказывается на их карманах, они начинают проявлять какую-то активность. Как левые силы к ним относятся?

Илья Будрайтскис: В первую очередь я считаю, что наиболее перспективное движение, которое будет набирать силу, это даже не профсоюзы, это более широкие объединения трудящихся, которые будут в себя включать и людей, которые либо находятся под угрозой сокращения, либо уволены. И сегодня мы, наши товарищи из других левых организаций, например, «Левого фронта», проводим работу по выявлению таких болевых точек, мест, где сегодня производится абсолютно незаконные, абсолютно хамские сокращения, как это, например, было совсем недавно на заводе « DM АвтоВАЗ», где росчерком пера было выброшено на улицу 400 человек. Что касается того, что движение может получать самое неожиданное выражение, могут возникать самые неожиданные инициативы, я соглашусь. Мне кажется, что, например, вполне возможно в ближайшее время появление массового движения школьников против единого государственного экзамена или, например, рост того же движения автомобилистов или рост тех структур протеста против жилищной реформы и уплотнительной застройки, которая сегодня активно действует.

Андрей Шарый: Михаил, добрый вечер, вас слово.

Слушатель: Добрый вечер. Я как раз услышал, что ваш гость не очень верит профсоюзам. Я звоню, что, мне кажется, что профсоюзы как раз могли бы объединить всех, и автомобилистов, и компартию, и левых, и правых, и нацболов, и кого угодно.

Андрей Шарый: Михаил, вы какие профсоюзы имеете в виду? Есть федерация независимых профсоюзов России, говорят, что она под контролем Кремля находится, Шмаков там главный.

Слушатель: Я имею в виду может быть абстрактные, не ручные профсоюзы, которые может быть надо как-то создать. Дело в том, что, например, мы видим очень активные выступления во Франции и там, где уже люди добились чего-то, и сейчас очень активно выступают, но все это под руководством настоящих, действенных профсоюзов. И то, что это могла бы быть единая, уволенные, все входят в профсоюзы, могли бы принять в этом участие под эгидой профсоюзов без сортировки по партиям, потому что это дробление, к сожалению, ослабляет протестную мощь, которая, конечно, будет набирать обороты.

Андрей Шарый: Спасибо большое, Михаил. Михаил Евгеньевич у нас в эфире. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. У меня вопрос гостю может быть немножко риторический. Назвать агрессию власти, преступления может быть не так сложно, хотя определенное мужество выступать против необходимо. Вопрос следующий: объясните, пожалуйста, в случае прихода к власти, в вашем понимании моральности, где гарантии, что вы не будете такими же?

Андрей Шарый: Давайте этот вопрос Александру Рыклину из Объединенного гражданского фронта адресуем.

Александр Рыклин: На самом деле не вполне понятно, о каких гарантиях идет речь. Ведь первое, что требует оппозиция - это полномасштабная политическая реформа. Мы считаем и это сказано во всех документах: стране необходимо вернуть выборы, прежде всего необходимо установить контроль общества над властью, без этого ничего не работает. Это первые шаги. А дальше полномасштабная политическая реформа, включение реальной деятельности партий в общественную жизнь страны. Тут много мер. Если, например, почитать политическую программу движения «Солидарность», она называется «300 шагов к свободе», она опубликована на сайте Демократ-Инфо» то там много про это сказано.

Андрей Шарый: Александр, я хочу попросить вас прокомментировать коротко профсоюзную проблему, потому что слушатель Михаил интересно об этом говорил. Почему, на ваш взгляд, с партиями не получается? Может быть удастся действительно профсоюз организовать или это тоже мертвая идея в России?

Александр Рыклин: Я не считаю, что это мертвая затея. Я совершенно согласен с вашим вторым гостем. Действительно, пока не очень понятно, каким образом может начаться развитие профсоюзов в России, но это, думаю, произойдет неделями, максимум месяцами – это на подходе. Потому что действительно массовый протест будет нарастать, действительно будет искаться самовыражение, действительно будут создаваться такие организации. Я просто хочу сказать, что и в программах «Другой России», и в программах «Солидарности» мы в первую очередь будем этим заниматься, мы будем помогать рабочему движению всячески, и юридически, и всячески.

Андрей Шарый: Давайте еще мнение слушателя послушаем. Марина Николаевна, добрый вечер, вам слово.

Слушательница: Добрый вечер. Я хотела к молодежи обратиться. Почему бы не обратить внимание на действия власти? Они очень грамотно поступают, они подкупают, они заставляют, и посмотрите, «Наши» - это молодежь. Почему бы вам не обратиться к молодежи? Хотя бы в виде одиночных пикетов около вузов, что, молодежь, не будь штрейкбрехером, вам жить в полицейском государстве. Почему не делать такие акции, какие делает власть, хотя бы одиночные. Вот сегодня в Петербурге шикарная была акция, показали: один человек, а вокруг него четыреста милиционеров.

Андрей Шарый: Спасибо вам большое. Вопрос к Илье. Вы и есть та самая молодежь, о которой говорит наша слушательница. Расширяются ли ваши ряды или нет?

Илья Будрайтскис: Ряды постепенно расширяются. Более того, сейчас мы активно занимаемся кампанией против единого государственного экзамена, который, как вы знаете, с этого года страшным кошмаром нависает над каждым выпускником школы. Я считаю, что эта проблема продолжает оставаться актуальной и вполне может способствовать мобилизации молодежи на протестную акцию. А что касается практики прокремлевских движений, то они вообще не имеют отношения даже не к политике, а к какому-то осознанному действию - это просто такая работа, причем довольно грязная и позорная.

Андрей Шарый: Илья, скажите, пожалуйста, честно ответьте мне, вас больше становится, меньше или численность активистов левых примерно на одном уровне в последние месяцы?

Илья Будрайтскис: Я бы не сказал, что в последние месяцы вдруг произошел какой-то резкий рост. Но постоянно каждый день, каждую неделю в разных городах, наша организация существует далеко не только в Москве, люди приходят, я думаю, что и количество будет увеличиваться.

Андрей Шарый: Это сотни, тысячи или десятки тысяч?

Илья Будрайтскис: Нет, речь идет пока о десятках людей. Но на самом деле в нашей ситуации очень политически бедной даже приход новых 20 или 30 людей является исключительно важным, особенно, если люди готовы к серьезной политической работе.

XS
SM
MD
LG