Ссылки для упрощенного доступа

Александр Гольц: "По России бродят несколько тысяч дезертиров"


Александр Гольц
Александр Гольц

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие военный эксперт Александр Гольц.

Андрей Шарый: Министерство обороны России оправдывалось сегодня сразу по двум направлениям. Сначала корректировали заявление Генерального штаба о приостановке практических мероприятий по размещению в Калининградской области тактических ракет "Искандер" – это так называемый асимметричный ответ России на планы организации элементов американской системы ПРО в Центральной Европе – а потом разъясняли ситуацию с судьбой младшего сержанта Александра Глухова: выкраден, удерживается насильно, требуем освободить. За комментарием мой коллега Андрей Шарый обратился к московскому военному эксперту, главному редактору сетевого "Ежедневного журнала" Александру Гольцу.

Александр Гольц: По России бродят несколько тысяч дезертиров. Последний раз, когда говорили, речь шла о 3 тысячах человек - это официальные цифры. Думаю, что в реальности они гораздо больше. Самое смешное, что вся история с Грузией - это скрупулезное, точное следование сценарию советских времен про перебежчиков: побег, заявление советской стороны, что он похищен, потом заявление, что он просит свободу, хотя, на самом деле, этот парень хотел, чтобы его помыли и накормили. Самовольное оставление части - это большая проблема для командования этой части. Это серьезное нарушение, за которое следуют всякие оргвыводы в отношении командира. И поэтому известную часть дезертиров пытаются втихаря вернуть. Вот по городам и весям России бродит некое количество командированных офицеров вот из этой конкретной части, откуда убежал солдат. Офицер едет, например, к нему на родину, пытается выяснить и как-то добром вернуть его в часть без каких-то юридических последствий парень возвращается. Слегка побьют, а так больше ничего. Если же дело доходит до правоохранительных органов, то за это положена статья, и довольно серьезная, до пяти лет лишения свободы за дезертирство в мирное время. Сейчас сравнительно меньше. Все-таки в некоторой степени сказывается сокращение срока службы. Год издевательств лучше, чем два года. Дойти до той точки, когда все бросить, всех перестрелять и убежать, люди не доходят.

Андрей Шарый: Александр, теперь о другой теме, связанной с перспективой изменения планов российского военного руководства относительно размещения или не размещения, вернее, ракет "Искандер" в Калининградской области. Как вы откомментируете это решение военного российского руководства?

Александр Гольц: Это тоже довольно смешная история. Как-то сегодня одно смешнее другого. Все началось с того, что Генштаб заявил, что он приостанавливает работы по развертыванию ракет "Искандер" в Калининградской области, что вызвало некоторое недоумение, поскольку все заявляли, включая президента Медведева, что никакие конкретные работы по развертыванию не ведутся. А потом последовало уточнение - уже не из Генштаба, а из Министерства обороны, смысл которого сводился к тому, что Генштаб прекратил планирование развертывания ракет "Искандер". То есть, если перевести на русский язык, это означает, что Генштаб делал официальное заявление о том, что он перестал думать. Это довольно неуклюжая попытка, может быть, с одной стороны, оказать некое давление на американскую администрацию или в данном случае поощрение, а с другой стороны, продемонстрировать, что в решении вопроса о стратегической ПРО мнение России очень важно для США.

Андрей Шарый: С военно-технической точки зрения, насколько масштабна эта операция размещения ракет? Во-вторых, каков ее военный смысл?

Александр Гольц: Военная ценность этой истории сомнительна. Заявленная дальность ракет "Искандер" позволяет наносить удар по стартовым позициям американских противоракет, которые, может быть, будут развернуты в Польше, но не достает до радара в Чехии. Для того чтобы наносить удар по радару, Россия должна выйти из договора по ракетам средней и меньшей дальности. Вот у меня есть вопрос стратегический: несмотря на все свои милитаристские заявления, российская власть не сделала в материальном плане ничего, что можно было бы оценить как угрозу Западу. Я думаю, что это важный элемент политики - бренчать железом на каждом углу, но не проводить никаких конкретных мероприятий. Если же Россия пойдет на то, чтобы создать некую конкретную военную угрозу государствам Запада, а развертывание таких ракет и будет такой угрозой, мы вернемся в патовую ситуацию конца 70-х - середины 80-х годов, когда Советский Союз, желая получить военное превосходство, развернул ракеты средней дальности в странах Восточной Европы и на своей территории в западных округах, на что получил развертывание американских ракет в Европе. И тут выяснилась очень милая ситуация: Советский Союз, может быть, может нанести удар по Парижу и Лондону, но не по Вашингтону, а вот американские ракеты вполне в течение 3-4 минут могли долететь до Москвы и Ленинграда. И пришлось подписывать договор об уничтожении ракет средней дальности, который был с точки зрения арифметической, конечно, невыгоден, поскольку мы уничтожили в 2,5 раза больше ракет, включая и те, которые не выполняли этой функции, но просто уже стало понятно, что нам жизненно важно ликвидировать американские ракеты средней дальности. Если эти, мягко говоря, планы будут реализованы, то мы вернемся в эту патовую ситуацию.

XS
SM
MD
LG