Ссылки для упрощенного доступа

В Москве состоялись похороны Станислава Маркелова и прощание с Анастасией Бабуровой


Russia - A combo picture of undated and unlocated handout images made available by the Russian newspaper Novaya Gazeta on January 20, 2009 shows Russian human-rights lawyer Stanislav Markelov (R) and Novaya Gazeta reporter Anastasiya Baburova (L). A maske
Russia - A combo picture of undated and unlocated handout images made available by the Russian newspaper Novaya Gazeta on January 20, 2009 shows Russian human-rights lawyer Stanislav Markelov (R) and Novaya Gazeta reporter Anastasiya Baburova (L). A maske

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.

Андрей Шароградский : В Москве сегодня прошли похороны адвоката Станислава Маркелова, убитого в понедельник в центре столицы. В траурном зале Центральной клинической больницы прошло прощание с журналисткой «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, погибшей вместе с адвокатом. Она будет похоронена на родине в Севастополе. Накануне в Москве и других городах прошли акции памяти Маркелова и Бабуровой. Российские и международные правозащитные организации призывают власти России тщательно расследовать преступление. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров : Попрощаться с адвокатом Станиславом Маркеловым пришло около 300 человек. Сотрудники ГИБДД уже с 10 утра взяли под контроль проезд Дубовой рощи, ведущей к Останкинскому кладбищу. Десятки милиционеров, автобусы с ОМОНом и кинологи с собаками обеспечивали безопасность на его территории. По просьбе брата погибшего экс-депутата Госдумы Михаила Маркелова, церемония прощания была предельно сокращена. Большая часть собравшихся так и не успела подойти к гробу. Официальных речей и выступлений не было. Люди говорили в полголоса, молча клали цветы и венки на могилу Маркелова. Лишь после погребения к журналистам стали подходить известные правозащитники, коллеги и друзья Станислава. Рядовые горожане, о которых обычно говорят – им не все равно. О беспомощности государства перед преступностью говорил адвокат Генри Резник.

Генри Резник : Государство, которое мы сейчас имеем, никакое не полицейское. Полицейское государство было в Советском Союзе. Это слабое государство. Это государство, даже когда оно хочет, не может защитить людей. Поэтому сейчас могу сказать только одно - это преступление (хотя ясно, что это месть, безусловно, за профессиональную деятельность адвоката Маркелова) не против личности, это преступление не против адвокатуры, это преступление против государства. Это абсолютно дерзкое, демонстративное убийство, которое происходит в двух шагах от Кремля, говорит о том, что преступник или преступники... но это идеологическое убийство. То презрение, которое имел или имели убийцы по отношению к государству, которые понимали, что они останутся безнаказанными, это абсолютно страшная пощечина государству и, конечно, обществу.

Мумин Шакиров : Своими грустными ощущениями делился и правозащитник Лев Пономарев.

Лев Пономарев : Первое - осиротели. Второе - человек умер, как говорили раньше, на боевом посту, выполняя свой общественный долг. Они оба - и журналистка Настя, и адвокат Стас - выполняли свои служебные обязанности. Третье - это проклятое государство, в котором мы живем. Именно государство, а не общество. Люди пришли... Вы видите, сотни людей пришли сюда. А государство проклятое, потому что президент не нашел ни одного слова. Это чудовищно! Человек, который говорил о верховенстве права, президент... Погиб адвокат, исполняя свои служебные обязанности. Юрист-президент не нашел ни одного слова!

Мумин Шакиров : Председатель Форума переселенческих организаций, правозащитник Лидия Графова сталкивалась с адвокатом Маркеловым по работе.

Лидия Графова : Трагедия такая, что слова здесь тонут. Ощущение горя и вины. Стас работал в нашей организации полгода примерно. Он был такой легкий, светлый. Ему все было как-то не страшно, все не трудно. Сейчас, когда уже приходится подводить итог его 35-летней жизни, поражаешься, как много он успел, как много! Получается, что чуть ли не каждое тупиковое дело, связанное с накатом государства на человека, с каким-то оттенком фашизма, в общем, он там каким-то образом присутствовал.

Мумин Шакиров : У 35-летнего Станислава Маркелова остались жена и двое детей. Совсем недавно он похоронил мать.

В это же время, но в другой части города в траурном зале Центральной клинической больницы москвичи прощались с журналисткой «Новой газеты» Анастасией Бабуровой. Та же печальная картина, что и на Останкинском кладбище – милицейский патруль, десятки журналистов и теле-, фотокамер, цветы, венки и воспоминания коллег. Журналист Илья Донских в свое время Настю привели в «Новую газету».

Илья Донской : Настя была очень замечательным, хорошим человеком, отличным профессионалом, который прекрасно разбирался в своей теме. Без преувеличения она, наверное, один из лучших в России специалистов по теме неонацизма, антифашизма. Это говорит о том, что не нужно уже быть Анной Политковской, достаточно просто стать журналистом и иметь риск оказаться убитым.

Мумин Шакиров : Это убийство вряд ли остановит тех журналистов, для которых профессиональный долг превыше любых обстоятельств даже трагических, считает военный обозреватель "Новой газеты" Вячеслав Измайлов.

Вячеслав Измайлов : Они же не напугали людей, не напугали и молодых людей в газете. Все равно молодые люди, девочки, будут ездить в Чечню, в Ингушетию, в горячие точки. Все равно будут продолжать свою работу.

Мумин Шакиров : На прощальную церемонию пришла декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.

Елена Вартанова : Важно понимать, что факультетам журналистики необходимо учить журналистов, как вести себя в критической ситуации. Видимо, нам следует думать больше о том, чтобы мы вводили тренинги и деловые игры по защите журналистами самих себя и окружающих людей в критические ситуации.

Мумин Шакиров : Гибель Анастасии Бабуровой – это уже четвертый трагический случай в истории «Новой газеты», которая за последние несколько лет потеряла таких журналистов, как Юрий Щекочихин, Игорь Домников и Анна Политковская. На эту тему в день прощания с Бабуровой в зале Центральной клинической больницы говорил главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.

Дмитрий Муратов : Мы, конечно, будем делать все, что мы сможем сделать, но мы не являемся специальной службой. У нас нет агентов. У нас нет того бюджета на национальную безопасность, который у нас превышает в несколько раз бюджет на здравоохранение, культуру и оборону. У нас нет прослушивающих устройств. У нас в штате еще нет экспертов-криминалистов. Видимо, уже будут вооруженные люди, которые будут охранять наших сотрудников. Поэтому я все-таки рассчитываю, что это государство сумеет хоть каким-то образом… хотя бы гильзы искать в тот день, когда совершено преступление, а не на следующий, рассчитывая на помощь случайных прохожих.

Мумин Шакиров : Попрощаться с Анастасией Бабуровой помимо коллег пришли активисты антифашистских и анархистских организаций. Настя была активной сторонницей этих движений. Похороны 25-летней журналистки Бабуровой пройдут в Севастополе в понедельник.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG