Ссылки для упрощенного доступа

Верховный суд Мордовии отправил на новое рассмотрение дело об условно-досрочном освобождении Светланы Бахминой


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Кирилл Кобрин: Верховный суд Мордовии отправил на новое рассмотрение дело об условно-досрочном освобождении бывшего юриста ЮКОСа Светланы Бахминой, которая в ноябре прошлого года родила третьего ребенка. Таким образом, суд удовлетворил кассационную жалобу защиты Бахминой и отменил решение Зубово-Полянского районного суда Мордовии, ранее отказавшего экс-юристу ЮКОСа в условно-досрочном освобождении. В интернете под обращением к президенту Медведеву с просьбой помиловать Светлану Бахмину подписались более 92 тысяч человек, но никакой реакции власти на это обращение нет.



Любовь Чижова: 28 ноября прошлого года Светлана Бахмина родила третьего ребенка, девочку, в одном из подмосковных роддомов. Сейчас она, по сведениям адвокатов, находится в московской клинике и чувствует себя хорошо. Формально сегодняшнее решение Верховного суда Мордовии, который постановил отправить прошение Светланы Бахминой об условно-досрочном освобождении на новое рассмотрение, принято в ее пользу. Однако защита опасается, что это приведет лишь к затягиванию процесса.


Подробности о ходе заседания Верховного суда Мордовии - в репортаже корреспондента Радио Свобода в Саранске Игоря Телина.



Игорь Телин: Заседание коллегии было достаточно коротким. Адвокаты Светланы Бахминой выступили с обоснованием своей жалобы, представитель прокуратуры Мордовии высказался против предоставления ей условно-досрочного освобождения, ссылаясь при этом на наличие у нее взысканий за нарушение режима содержания. Однако аргументы защиты были более убедительными. После небольшого совещания коллегия по уголовным делам Верховного суда Мордовии вынесла решение.



Судья: Судебная коллегия определила: постановление Зубово-Полянского районного суда республики Мордовия от 10 сентября 2008 года об отказе осужденной Бахминой Светлане Петровне в условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания отменить, материалы направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.



Игорь Телин: Адвокат Светланы Бахминой Роман Головкин так прокомментировал это решение.



Роман Головкин: Мы ожидали того, что будет принято окончательное решение. Поскольку теперь процесс затягивается на неопределенное время, поскольку вообще непонятно, вопрос с подсудностью теперь возникает, поскольку дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение, а Светлана фактически находится уже в московском регионе в связи с тем, что у нее возникли проблемы со здоровьем, и в связи с беременностью ее руководство ФСИНа решило перевести в московский регион. Так, по крайней мере, было заявлено ФСИНом самим. Соответственно, возникают большие проблемы с подсудностью. Но тут надо думать, сейчас не готов сказать, как дальше мы будем действовать. В любом случае процесс продолжится, то есть мы будем продолжать настаивать на условно-досрочном освобождении.



Игорь Телин: А как она сейчас себя чувствует?



Роман Головкин: Чувствует в целом нормально. Ребенок растет, сейчас уже почти три месяца ребенку. В принципе, с ребенком все хорошо. У Светланы физически нормальное состояние, и у ребенка, и у Светланы.



Игорь Телин: Верховный суд Мордовии уже второй раз отменяет решение Зубово-Полянского суда Мордовии об отказе Светлане Бахминой в условно-досрочном освобождении. По существующей практике до заседания районного суда в новом составе, который будет рассматривать это дело, может пройти более месяца.



Любовь Чижова: Адвокаты Светланы Бахминой, отбывшей более половины назначенного ей срока, будут продолжать добиваться ее условно-досрочного освобождения.


Тем временем в интернете продолжается сбор подписей под обращением к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой помиловать Светлану - маму троих детей. Один из организаторов этой акции - 40-летний предприниматель Валерий Баликоев. История беременной женщины, которой предстояло рожать в заключении, его тронула. Он вместе с единомышленниками начал кампанию за ее помилование. На сайте www . bachmina . ru за освобождение Светланы подписались более 92 тысяч человек. Но Валерий Баликоев с грустью говорит, что власть на это никак не отреагировала.



Валерий Баликоев: К сожалению, произошло следующее. Когда у нас было 60 тысяч подписей, а их довольно быстр собрали - меньше чем за месяц, мы их отнесли в приемную президента, и нам сухо пообещали через месяц на это прореагировать. У них - по регламенту - месяц на реакцию. Через месяц мы поинтересовались этой реакцией - сказали, что нам отправили заказным письмом. Это был ноябрь. Сегодня у нас январь. Мы еще два раз интересовались, просили дать нам ответ, может быть, на руки, но нам сказали, что "нет, у нас только по почте, вам отправили, ждите". Судя по тому, что мы за несколько месяцев не получили никакого ответа, я так понимаю, что не отправлялось, на самом деле.


Я отношения никакого к Светлане не имею, даже не знаком с ней, но мне просто показалось, что большое количество людей хотят как-то высказаться, хотят обратиться к людям, принимающим решения, чтобы произошел в стране акт милосердия, такой публичный. И у президента прекрасная возможность продемонстрировать, что христианские заповеди иногда выполняются, что если даже человек виновен, он достаточно сурово наказан, половину срока отсидела, из-за того, что у нее маленькие дети, из-за того, что она беременна, из-за того, что ей вот-вот рожать, - можно продемонстрировать жест милосердия. Можно человеку простить те преступления, которые он совершил. Мне казалось, что это всем выгодно, и для общества выгодно, и для президента. Я уверен абсолютно, это, естественно, подняло бы к нему доверие граждан, сплотило бы вокруг власти людей. Какие-то другие соображения, видимо, превалируют.



Любовь Чижова: Валерий, как вам кажется, как закончится история или с помилованием, или с условно-досрочным освобождением Светланы Бахминой?



Валерий Баликоев: Судя по всему, помилования мы не дождемся, потому что президент наверняка об этом знает, о 92 тысячах, он не может про это не знать. Как он сам говорил, он пользователь интернета, а в интернете был большой всплеск информации по этому поводу, просто нельзя было не наткнуться на это. Поэтому, видимо, он принял для себя решение, что этого делать не надо. Что касается условно-досрочного освобождения, у меня была надежда, что это будет еще в декабре, до ее родов. Такое подозрение, что ничего не произойдет. Очень грустно...



Любовь Чижова: В общественную кампанию за помилование Светланы Бахминой включились и известные деятели российской культуры - писатели Борис Акунин и Людмила Улицкая, режиссер Владимир Мирзоев, писатель Дмитрий Быков, музыкант Борис Гребенщиков. Свои подписи в обращении к президенту с просьбой помиловать Бахмину поставили многие политики, среди которых Григорий Явлинский и Сергей Миронов. Вот что говорит о деле Светланы Бахминой и последнем решении Верховного суда Мордовии писатель Борис Акунин.



Борис Акунин: Все это приобретает черты какой-то уже крайней неприличности. На мой взгляд, президенту Медведеву нужно было уже давно помиловать эту несчастную женщину, а вместе с ней и остальных несчастных женщин, находящихся в том же положении. Если это пошло по кассационному пути, то это бессмысленное затягивание, когда сначала нужны все документы, теперь направляют это на дорассмотрение. Мне кажется, это все только повышает степень общественного раздражения по этому поводу. Поскольку решается это все не из соображений юридических и не из соображений гуманитарных, а из соображений, так сказать, политически-конъюнктурных, все это будет зависеть от того, какая у них там в верхах будет складываться ситуация, до какой степени они будут считать, что им нужно поддаваться или не поддаваться общественному мнению. Поскольку у нас страна сейчас находится на переломе, переживает период, когда довольно трудно предсказать завтрашнее будущее, я не знаю... Я только надеюсь, что, может быть, у кого-то там у них все-таки, может быть, в ком-то из них проснется нормальное человеческое сочувствие.



Любовь Чижова: Экс-юрист ЮКОСа была осуждена в апреле 2006 года по обвинению в экономических преступлениях и приговорена к семи годам лишения свободы. Позже этот срок сократили на полгода. Бахмина отбыла в заключении больше половины срока.


XS
SM
MD
LG