Хотя некоторые восточноевропейские страны-члены Евросоюза, такие как Румыния, Венгрия, Польша и Болгария, и сообщают об изменениях в подаче газа из России через Украину, в Евросоюзе в целом и, в частности, в Германии реакции на очередной газовый конфликт пока весьма сдержанные. Они направлены прежде всего на успокоение собственного населения.
«Это правда, что синоптики предсказывают холода на ближайшее время, — говорит министр экономики Германии Михаэль Глосс, — но это предстоящее похолодание не должно в плане отопления жилищ быть у нас, в Германии, поводом для беспокойства. У нас есть договора с различными странами-поставщиками газа, мы получаем газ не только из России».
Мартин Вейанд, руководитель объединения поставщиков энергии Германии, напомнил немцам, что Норвегия, Великобритания и Голландия, также поставляющие газ в Германию, могут в случае необходимости увеличить свои поставки. Ситуацию активно комментирует немецкая пресса. В частности, Николаус Буссе в своей статьей «В руках Кремля» в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung пишет:
«Использование поставок, точнее, не-поставок энергоносителей в качестве оружия было известно до сих пор прежде всего на Ближнем Востоке. Но и там с 1970-х годов ни одна страна не посмела свои требования к иностранным партнерам сопровождать прекращением поставок и оказывать давление таким способом. Один из важнейших поставщиков Европы, Россия пытается через поставки газа контролировать экономическую инфраструктуру соседней страны и, что является еще более тревожным сигналом, оказывать влияние на ее внутреннюю политику.
И это не может быть безразлично другим странам. То, что в Берлине и Брюсселе сначала вообще не находят слов, а затем реагируют на происходящее выглядящими, как проявление бессилия, призывами, имеет под собой серьезную причину: газовый конфликт ясно демонстрирует, насколько близоруко вели себя ранее многие европейские страны и особенно Германия, рассчитывая на поставки энергоносителей из России и становясь все более зависимыми от нее. Немецкая энергетическая политика уже давно страдает вследствие неверного предположения, что так как добывающие страны, мол, заинтересованы в продаже нефти и газа, то кризиса в поставках ожидать не приходится. Так думали во всех правительствах Германии. Таким образом, нам надо быть благодарными русским за урок, в котором Россия пытается использовать газ, как инструмент власти и давления на пытающуюся быть более, чем ранее, от России независимой Украину.
Возможно, немецкие политики теперь, наконец, лучше поймут разницу с временами Советского Союза, когда в поставках сибирского газа действительно не было оснований сомневаться. В период холодной войны Москва не шантажировала классового врага с помощью газа, так как мировой статус страны обеспечивался ее военным потенциалом. Путинская же Россия развивается, как сырьевая экономическая структура, которая часто может оказывать влияние только угрозами причинения вреда другим. Сегодня Кремль не устраивает прозападный курс Ющенко, но завтра поводом для раздражения в Москве может стать, скажем, резолюция Евросоюза по Чечне».