Ссылки для упрощенного доступа

Итоги судебной недели по делу об убийстве Анны Политковской


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова .

Андрей Шарый : Из состава судебной коллегии присяжных, рассматривающей дело об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, в связи с болезнью выведен еще один заседатель. Теперь вместе с запасными в жюри осталось 16 человек. На этой неделе их знакомили с доказательствами защиты подсудимых. Соучастниками преступления прокуратура называет братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых, а организатором - бывшего сотрудника УБОП Сергея Хаджикурбанова. Он, с четвертым подсудимым - сотрудником ФСБ Павлом Рягузовым, проходит еще и по второму эпизоду, не связанному с убийством журналистки. Итоги этой судебной недели подводит корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова : Заседания этой недели оказались, пожалуй, наиболее интересны для журналистов, наблюдающих за ходом судебных слушаний в Московском окружном военном суде, несмотря на то, что большую часть времени, отведенного защите для представления доказательств, стороны спорили о возможности представлять присяжным те или иные документы. Так, в частности, было с рапортом оперуполномоченного Арсанова, указавшего время обнаружения тела, совпавшее со временем убийства Анны Политковской. Так было и в случае с намерением адвокатов подсудимых продемонстрировать присяжным фотографии Рустама Махмудова. Этого человека прокуратура считает убийцей Анны Политковской, но его нет среди подсудимых. Здесь только младшие братья Махмудовы - Джабраил и Ибрагим. Адвокатам было важно, чтобы присяжные увидели фотографии Рустама Махмудова в полный рост, поскольку ранее государственные обвинители, представляя презентацию с раскадровкой записей камер наружного наблюдения, установленных на подъезде дома, где жила Анна Политковская, указывали на потенциального убийцу с этих кадров и тут же показывали заседателям портрет Рустама Махмудова. А из портрета нельзя составить представления о комплекции этого человека.

После долгих споров председательствующий Евгений Зубов все же не разрешил адвокатам подсудимых фотографии показывать. Впрочем, свидетель Лом-Али Гайтукаев (дядя подсудимых Махмудовых), повторно доставленный в суд, отвечая на вопросы адвокатов, пояснил присяжным, что его племянник на полторы головы ниже и значительно полнее человека, которого зафиксировала камера наблюдения.

Мурад Мусаев : Мы приложили к этому все усилия, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я отказываю суду и государственному обвинению в логике в вопросе с этими фотографиями. Я не понимаю, почему гособвинению можно было показывать фотографию, а нам нельзя?! Я не понимаю, почему можно обсуждать Рустама Махмудова, его анатомию и так далее, но нельзя при этом показывать фотографии?!

Марьяна Торочешникова : Все остальное время ушло на представление результатов экспертиз, приобщенных к материалам дела. От адвоката Мусаева присяжные и журналисты узнали, что на месте убийства Анны Политковской было найдено множество следов преступления - отпечаток ладони, волоски, предметы, на которых сохранились следы ДНК предполагаемого преступника. В частности окурки, с остатками слюны, и пистолет, на котором остался пот убийцы. Но все эти вещдоки, по результатам экспертиз свидетельствуют в пользу Джабраила и Ибрагима Махмудовых. Говорит адвокат Мурад Мусаев.

Мурад Мусаев : Наших подзащитных проверяли на принадлежность этих следов им. В случае с отпечатками ладоней - нет, не принадлежат. В случае с волосами - нет, не принадлежат. В случае с ДНК - нет, не принадлежат. Еесли не ДНК этих двоих братьев, то и не ДНК третьего, наверное, да. У них же папа с мамой одни у всех.

Марьяна Торочешникова : Из выводов экспертов следует также, что ДНК и нескольких других задержанных по подозрению в причастности к убийству Анны Политковской, в том числе одного из обвиняемых Сергея Хаджикурбанова, отличается от образцов, взятых с места преступления. Кроме того, Мурад Мусаев представил присяжным еще ряд экспертиз, результаты которых свидетельствуют в пользу подсудимых. Было заявлено несколько ходатайств, среди которых повторное прошение адвоката семьи Анны Политковской о запросе билинга мобильных переговоров журналистки 7 октября 2006 года. Потерпевшие настаивают на том, чтобы им представили детализацию за весь день 7 октября, а не только его половину. Говорит Каринна Москаленко.

Каринна Москаленко : Еще больше мы убедились в том, что эти сведения важны после того, как открылось неожиданно для нас, пришли эти документы из ФСБ. Почему? Мы раньше задавали этот риторический вопрос. Кому потребовалось отсечь сведения после 14 часов? Чья это была идея? Сейчас известно, чья это была идея – это была идея ФСБ. У нас есть основания – настороженно и критически относиться к любым сведениям, которые поступят еще раз из ФСБ.

Марьяна Торочешникова : В слушаниях был объявлен перерыв до понедельника. Ожидается, что в ходе последнего в этом году судебного заседания, доказательства будет представлять защита Сергея Хаджикурбанова, которого называют организатором убийства Анны Политковской.

XS
SM
MD
LG