Российские автозаводы в связи с кризисом сокращают производство продукции, в том числе и предприятия концернов «Форд» и «Тойота» в Ленинградской области. Рабочих ждут вынужденные отпуска, в результате которых они потеряют более половины доходов, поскольку закон предписывает выплачивать им две трети от оклада, но не учитывает дополнительные финансовые поощрения.
В начале этой недели стало известно, что конвейер российского автозавода «Тойота» в Шушарах под Петербургом остановится с 29 декабря по 11 января, а автозавод «Форд» во Всеволожске ждет целый месяц каникул - с 24 декабря до 21 января.
На отечественном автопроме кризис сказался еще раньше: завод КАМАЗ перешел на 4-дневную рабочую неделю еще в октябре, тогда же и КАМАЗ, и ГАЗ останавливали конвейеры на две недели, что, впрочем, не помогло КАМАЗу справиться с затовариванием складов. Руководство КАМАЗа объявило о снижении годового производственного плана сначала на 11, а затем на 20%.
Автопром страдает во всем мире - Nissan сокращает производство на двух заводах в Японии с ноября 2008 по март 2009 года на 65 000 автомобилей, о снижении производства объявили японские компании Toyota и Honda, а также южнокорейский концерн Hyundai и другие азиатские автозаводы. На западе снижают выпуск автомобилей Volkswagen, BMW, General Motors, Volvo. Теперь дошла очередь до совместных предприятий под Петербургом.
Профсоюзный лидер завода «Форд» Алексей Этманов говорит, что в отпуска уходить никого не вынуждают, и «в соответствии с законодательством две третьих от среднего заработка - это примерно равно окладу. Мы считаем, что это плохая мера, но лучшее из того, что возможно в такой ситуации, когда останавливаются производства».
На «Тойоте» тоже не говорят об остановке производства, хотя предприятие работает сейчас на одну четверть мощности. Сокращений не предвидится, сказал профсоюзный активист завода, пожелавший остаться неназванным, «на простой никого не выводят, сокращений не планируется, работы меньше, получаем столько же».
Несколько более мрачно, особенно имея в виду долгосрочную перспективу, смотрит на положение дел координатор Всероссийской конфедерации труда Петербурга и Ленинградской области Вадим Большаков: «Власти оттягивали приостановки крупных предприятий, привязывали это к Новому году. Ничего хорошего для рабочих, естественно, нет, потому что крайне неприятно, когда все это происходит вокруг Нового года. Невозможно требовать, чтобы завод пустили. Профсоюз заинтересован в нормальном функционировании и финансовом здоровье своего предприятия. Если сейчас болезнь поразила экономику в целом, то что тут можно сделать в рамках одного завода?»
Но зато именно теперь, считает Вадим Большаков, профсоюзы оказываются перед необходимостью организовываться и готовиться к решению политических проблем: «Организованные рабочие должны иметь своих представителей в органах власти, свое сильное лобби. И в будущем неизбежно создание лейбористской партии. Она будет левая. Радикально-левая или умеренно-левая - в огромной мере это зависит от власти и работодателей, потому что левые или правые настроения профсоюзников очень сильно связаны с протестной реакцией. Нам не нравится то, что делает власть, поэтому мы левеем».
Большаков заметил, что все связывают большие надежды с наступающим Новым годом, «надеются на то, что с праздниками все как-то рассосется, изменится. Я думаю, хуже будет, потому что запасы, которые у людей есть, иссякнут по мере праздников».
Вадим Большаков не исключает и самого худшего сценария, то есть полной остановки заводов: после того, как рабочих отпустят на каникулы, сделать это будет проще.