Губернатор Свердловской области Эдуард Россель предложил продавать другим странам региональные квоты на выброс вредных веществ в атмосферу в рамках механизма, предусмотренного ратифицированным Россией Киотским протоколом об ограничении вредных выбросов. Полученные средства предполагается пустить на модернизацию свердловских предприятий.
На первый взгляд схема такого обмена очень проста. Киотский протокол ограничивает выбросы парниковых газов в атмосферу для индустриально развитых стран. За превышение норм штрафуют. Однако страны, которые не использовали свою норму выбросов либо даже сократили их объем, могут продавать этот остаток другим странам в виде т.н. углеродных квот. Россия из-за значительного спада промышленного производства в 1990-х сегодня значительно не дотягивает до определенных ей лимитов эмиссии углекислого газа.
Предложение о продаже углеродных квот прозвучало на заседании экономического совета Свердловской области. Председатель исполнительного комитета ассоциации «Большой Урал» Владимир Волков объяснил, что согласно Киотскому протоколу страны могут разрабатывать так называемые «проекты совместного осуществления». Иными словами, в обмен на углеродные квоты предприятия смогут получить средства на модернизацию производства. По его словам (их приводит официальный сайт губернатора региона Эдуарда Росселя), министерство экономического развития РФ разрешило области продать квоты в размере 300 миллионов тонн, «заработать же на этом возможно до 11 миллиардов рублей до 2012 года». Г-н Россель пересчитал эти виртуальные доходы в евро: «Идеология протокола позволяет нам привлечь 150 миллионов евро. На чем? Какие проекты могут быть? Вот, скажем, у комбината НТМК есть проект такой, когда они внедряют новую технологию, конверторный цех сейчас внедряют. Выходим на мощность 3,5-4,2 миллиона тонн стали, при этом в четыре раза уменьшаем выбросы углекислого газа. Вот эти четыре раза можно продать и получить финансы».
В следующем году из всех «углеродных» проектов Свердловской области европейскими инвесторами будут отобраны пять самых перспективных. Губернатор Россель поторопил руководителей предприятий с подготовкой программ, так как действие Киотского протокола заканчивается уже в 2012 году.
На приведенном губернатором в качестве примера Нижнетагильском металлургическом комбинате его предложение комментировать отказались. В частном же порядке наш собеседник отметил, что «не понимает», как можно организовать продажу квот. Ведь нормативной базы для таких трансакций в Росси не создано.
Екатеринбургский координатор международной группы «Экозащита» Ольга Подосенова полагает, что вместо продажи «углеродных» квот предприятиям и руководству Свердловской области следовало бы обратить внимание на «ранние механизмы» Киотского протокола: «Они уже есть и работают во многих странах мира. Небольшие проекты по энергоэффективности, по возобновляемой энергии, по посадке лесов. Можно переоборудовать ТЭЦ на газ и получить за это деньги. В нашей области уже есть несколько подготовленных проектов. Но в чем проблема? Эти проекты нужно грамотно представить на языке мирового рынка».
Эколог обращает внимание на то, что инновационные проекты влекут создание новых рабочих мест, что в условиях мирового кризиса должно помочь привлечь к ним внимание властей. Она называет «прорывом» уже то, что власти публично озвучили свой интерес к механизмам реализации Киотского процесса.
В следующем году из всех «углеродных» проектов Свердловской области европейскими инвесторами будут отобраны пять самых перспективных. Губернатор Россель поторопил руководителей предприятий с подготовкой программ, так как действие Киотского протокола заканчивается уже в 2012 году.