Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.
Кирилл Кобрин: Во Владикавказе продолжается расследование вчерашнего теракта, когда в результате взрыва в маршрутном такси погибли 12 человек. Около 40 раненых остаются в больнице. В Северной Осетии усилены меры безопасности, завтра в республике объявлен день траура.
Олег Кусов: Министр здравоохранения Северной Осетии Владимир Легкоев заявил, что тела всех погибших уже опознаны. Однако до сих пор не установлена личность предполагаемой смертницы, которая могла взорвать себя на остановке маршрутных такси на оживленном перекрестке улиц Ватутина и Куйбышева. Об этом нам рассказал Алан Цхурбаев.
Алан Цхурбаев: В список погибших также входит и предполагаемая смертница, опознать которую пока не удается. Версия о смертнице-террористке, со слов следователей, подтверждается тем, что от женщины остались лишь стопы и голова, что говорит о том, что на ее поясе могла быть закреплена бомба.
Взрыв прогремел в самом оживленном месте Владикавказа - на остановке у кинотеатра "Дружба" в центральной части города. Как уже официально подтверждено, бомба взорвалась не в самой маршрутке, а вне ее, когда кто-то садился или выходил из машины. Было приведено в действие самодельное взрывное устройство мощностью 300 граммов в тротиловом эквиваленте, начиненное болтами и гайками.
По факту взрыва уже возбуждено дело по трем статьям Уголовного кодекса, среди них "убийство двух и более лиц" и "совершение террористического акта".
Сейчас все сотрудники правоохранительных органов несут службу в усиленном режиме. Усилены и посты на выезде из республики, досматриваются все машины.
Согласно указу главы республики Таймураза Мамсурова, суббота в Северной Осетии объявлена днем траура по погибшим.
Олег Кусов: Североосетинский общественный деятель Андрей Лебедев в момент взрыва на остановке оказался поблизости. По его наблюдениям, пострадали два стоящих рядом маршрутных такси.
Андрей Лебедев: Вижу: маршрутка одна, вторая - повылетали стекла. Вокруг народ, стоят, смотрят, некоторые подходят поближе к этим маршруткам. Я тоже подхожу, смотрю: что-то на асфальте лежит. Одно дело по телевизору видишь, а другое дело, когда сам. Там лежит, например, труп мужчины не то что обугленный, а какой-то закопченный. Смотрю - рядом голова женщины лежит, рыжие волосы длинные. Ну, тут я уже, честно говоря, не мог: повернулся, пошел в сторону. И запах - как взрывчатки. Я с детства помню: с охотничьего ружья стрелял, когда запах пороха, вот это же напоминает. Беслан ничему не научил. Сразу наши официальные... именно республиканские даже... версия МВД РСО - взорвались газовые баллоны. Ну что за чушь, когда там прямо в воздухе взрывчаткой несло этой?!
Олег Кусов: Спасением раненых занимались случайные прохожие.
Андрей Лебедев: Не то, что кто-то руководил, кто-то организовывал, вот сами люди, кто мог это все выдержать, брали погибших на руки, несли. У нас же милиция на каждом шагу, тем более там базар рядом, там все время милиция торговцев гоняет. И тут, значит, патрульная машина. Подъехали - не выходят, сидят, наблюдают, потому что, видно, боятся, что второй взрыв... Сидят, наблюдают с таким интересом. Подальше. Потом, когда уже, может, стало ясно, что второго взрыва не будет... Когда самые важные минуты, когда надо было организовывать, раненых сразу... ведь если раненый, каждая минута решает дело. Сидят в патрульной машине и даже не выходят, так, из окошка смотрят.
Олег Кусов: К официальным сообщениям об усилении мер безопасности в Северной Осетии Андрей Лебедев относится скептически.
Андрей Лебедев: Это для галочки, для проформы, показать, что они есть. Что значит усиление? У нас на рынках, как в зоне, на Центральном рынке всех обыскивали - женщин, мужчин. Стоит частная фирма, и вот они хватают эти сумки, смотрят. Ну и что, чем это помогло? Это не меры, это имитация мер безопасности, чтобы показать, что они существуют, что они что-то делают. Вроде же должны быть планы, что, если где-то теракт, сразу же должно включаться, автоматически. А тут люди стоят толпой вокруг этого места. Хоть второй раз взрывай, хоть делай, что хочешь, ни одного милиционера, ни одного фээсбэшника, никого. Вот наша подготовка, наши меры и наши планы. И вот рекламу сейчас показывают по ТВ. Я буквально передаю, вот этот текст сейчас идет по местному телевидению: "Терроризм - это болезнь. Если вы заметили признаки этой болезни, звоните в ФСБ, МВД". Это идиотизм полнейший, иначе не скажешь. Ни связи, ничего. В общем, абсолютная неготовность ни к чему.
Олег Кусов: Теракт во Владикавказе может существенно осложнить и без того непростые осетино-ингушские отношения, поскольку общественное мнение склоняется к так называемому "ингушскому следу". Об этом заявил владикавказский политолог Игорь Дулаев.
Игорь Дулаев: Соответственно, если мы говорим о том, что общественное мнение связывает теракт с ингушами, это значит, что у нас начнутся проблемы в Пригородном районе. В отношениях между людьми, в отношениях между государственной властью и этническими группами все это будет приводить только к одному - к ухудшению той ситуации, которая и так достаточно напряжена у нас, в Пригородному районе. Если говорить о грузинах, то это просто отдельные голоса. В основном, если мы говорим об общественном мнении, то это ингуши. Причем общественное мнение Северной Осетии связывает этот террористический акт, как утверждает следствие, с ответом, если я могу так это назвать, на тот случай, который произошел на границе Пригородного района и города Владикавказа, то есть когда на милицейском посту был уничтожен ингуш, возможный боевик. Это было несколько дней тому назад. Сейчас этот теракт расценивается, как ответ.
Олег Кусов: Теракт в столице Северной Осетии - это попытка деструктивных сил противопоставить северокавказские народы друг другу, полагает сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа Тарас Шамба.
Тарас Шамба: Произошедший сейчас взрыв во Владикавказе еще раз говорит о том, что есть определенные силы, которые хотят распри, антагонизма, конфликтов, чтобы они постоянно присутствовали на Кавказе. Ситуация по Кавказу, конечно, особенная, потому что ведь там до 200 народов проживает, и всякая ситуация, которая ведет к распрям, не дает возможности спокойно развиваться. Четыре теракта в этом году только было на Северном Кавказе конкретно в Осетии. Это для чего делается? Для того чтобы не дать возможности мирно развиваться осетинскому народу. Аналогичные теракты проводились в Дагестане, в Ингушетии, в Чеченской республике. Сейчас несколько было таких напряженных ситуаций в Абхазии. Конечно, это не дает возможность людям спокойно жить. Но я уверен, что все-таки народ мудрее тех отдельных оголтелых экстремистов, которые хотят разжечь национальную вражду между нашими народами.
Олег Кусов: Власти Северной Осетии объявили завтрашний день днем траура по погибшим в теракте в центральной части Владикавказа.