Эпиграфом к своему отчету после просмотра нового исторического блокбастера «Колчак» я поставил бы высказывание одного исторического деятеля. «Русские после своей революции покончили со всеми, кто не был коммунистом… Просто расстреляли всех и каждого». Я вам потом скажу, чье это высказывание.
А Dago Film Productions и «Дирекция кино Первого канала» блеснули не только деньгами, но и интеллектом. Каждый ход невероятно оригинален. Слово «Адмиралъ» в названии, конечно, с твердым знаком в конце. А начинается житие адмирала Колчака с чего? Правильно, с иконы. Потом Колчак лично выигрывает морской бой у многократно превосходящих сил нарисованного в компьютере противника одним метким выстрелом из пушки — точь-в-точь как анекдотический персонаж из предыдущего блокбастера, «1612». Потом коллективная молитва экипажа проводит корабль через минные поля. А благословение Самого Государя Императора, плюс очередная икона, Высочайше подаренная, ведут адмирала через тернии гражданской войны. Еще представлены лицемерные иностранцы с Запада, как бы союзники, а на самом-то деле предатели. Тоже оригинально в свете нынешней конъюнктуры. Поверх компьютерной стрелялки наклеили мелодраму, в которой все душевные терзания проиллюстрированы одним и тем же влюбленным выражением на кукольном личике главной героини, а если поставлена более сложная задача — например, показать, как же это наша героиня среди икон и лампад торжественным крестным ходом ушла от законного супруга к другому мужчине, у которого вообще-то своя жена и ребенок, — как это показать, не потревожив общего благолепия? Очень просто. Муж-то, он не просто нелюбимый. Он еще решил перейти на сторону Советской власти. Какие ж могут быть после этого семейные обязательства?
Потому как Гражданскую войну вели иконописные белые офицеры, а против них «нечто», которое со зверской мордой, сморкаясь одним пальцем, режет ни в чем не повинных людей. Человек наивный спросит: нельзя ли было при таких сумасшедших деньгах показать Николая Второго и Керенского хоть чуточку более похожими на себя самих… Простите, а на что похоже все остальное? Просто представьте себе переход от начала фильма к его же середине. Матросы только что на наших глазах геройски сражались с немцами за царя и отечество под командованием своих любимых офицеров, и вдруг ни с того, ни с сего бросаются этих офицеров убивать. Показано во всех натуралистических подробностях и первое, и второе. Вопрос: почему они так поступают? Что с ними стряслось?
Должно же быть хоть какое-то объяснение. В таких выдающихся фильмах, как «Апартаменты зла», «Полемика с вампиром» и «Зомби возвращаются — 8» объяснения присутствуют. Какие — никакие. Джона покусала жужелица, он порос хитином и взбесился. Наши, с позволения сказать, деятели киноискусства даже до этого не унижаются. У них объяснения нет вообще никакого. Что открывает широкий простор для зрительского творчества в направлении либо масонских, сионистских, марсианских заговоров (нужное подчеркнуть), либо, извините, той версии, что русские — по природе своей какие-то недочеловеки, низшая раса, склонная к бессмысленным убийствам. Такой версии придерживались, сами знаете, кто. И цитата о России, которую я вам в начале привел, принадлежит Эрнсту Кальтенбруннеру (Цит. по: Голденсон Л. Нюрнбергские интервью. — Екатеринбург, У-Фактория, 2007, с. 226).
К самому Александру Васильевичу Колчаку это не имеет отношения, он был известный полярный исследователь, морской офицер, а в политике, через которую, себе на беду, вошел в историю, оказался просто не на своем месте. Вопреки тому, что с пафосом пропечатано в анонсе «Адмирала» — «остался верен прежней, старой России» — он не имел определенных взглядов, сначала, вроде как, монархист, потом поддержал Временное правительство, считая себя «совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии», пытался самоопределиться в широком спектре от марксистов (встреча с Г.В. Плехановым, который потом сказал, что в политике Колчак «видимо, совсем неповинен») до черносотенцев. По свидетельству ряда источников, адмирал зачитывался «Протоколами сионских мудрецов» (которые печатали в Омске для его армии) и даже в союзнической миссии искал масонов.
Карьера Колчака как Верховного правителя начиналась поздней осенью 18 года не молитвами, несколько иными звуками. Члены Учредительного собрания, которые осудили колчаковский военный переворот, оказались в омской тюрьме.
«К утру 23 декабря в тюрьму явился поручик Ф. Барташевский… потребовал выдачи ему арестованных, "основываясь на личном распоряжении верховного правителя"… эсеров Н. Фомина, Брудерера, Сарова, Локтева, меньшевиков Барсова, Марковецкого, Лиссау, фон Мекка, выдал расписку в "получении" и приказал вести их в гарнизонное собрание на "суд"… Вывел на улицу эту восьмерку вместе с теми, кого он доставил в суд ранее и кого уже осудили. Всех сбили в одну кучу, окружили конвойными и погнали на берег Иртыша…», где они были «расстреляны или убиты штыковыми ударами».
Нельзя не согласиться с профессором Иоффе Генрихом Зиновьевичем: когда матрос-анархист Железняков по поручению Ленина закрывал Учредительное собрание, депутатов просто разогнали. Колчаковцы освобождались от всенародно избранной власти более жестоко. Хотя сам адмирал отрицал свою вину, говорил, что «трупами учредиловцев крайне правые силы рассчитывали дискредитировать его режим и его лично». На похороны депутата Фомина Нила Валерьяновича (председателя правления сибирского кооперативного союза) даже прислал своего адъютанта. Впрочем, и убийц не наказал. Т.е. крайне правым не угодил нерешительностью и интеллигентностью, но его режим, установленный в результате вот такого переворота, вот такими людьми дальше развивался по собственным законам, и за год добился того, что против адмирала восстали практически все и повсюду. В фильме показано: поезд правителя проехать не может, железнодорожники собираются взорвать пути, к окнам не подходите, крестьяне будут стрелять, но почему — бог весть, наверное, с ума сошли, непонятно даже, что за Политический Центр такой сверг и арестовал Колчака.
Господи, все это можно было бы по-человечески показать, в том числе и трагедию офицерства в Гражданской войне (этот сюжет мы уже обсуждали). И личную трагедию Колчака показать. А показали антисоветскую листовку в мыльном соусе.
Кстати, смотрел недавно и в театре представление в том же жанре на тот же самый сюжет про Колчака, и тоже было стыдно за талантливого актера, который согласился подрабатывать массовиком в «Союзе меча и орала».
Ну да бог с ними, артисты люди подневольные. А вот у заказчиков получается конфликт интересов. С одной стороны, интерес патриотический требует наконец-то прикрутить антикоммунистический вентиль, потому что все недоброжелатели нашей страны атакуют ее именно с таких позиций: музеи советской оккупации, геноцидомор и прочее. Можно ли этому противостоять, если сам повторяешь как «Попка дурак» то же самое? С другой стороны, есть классовый интерес. А он велит как раз упорно и тупо, как сваи в грунт, вколачивать в сознание простонародья: не дай вам бог поднимать руку на господ, на господскую собственность. Чтобы на любое движение в эту сторону, к «пересмотру итогов приватизации», вырабатывался условный рефлекс: только плохие дети делают это! очень плохие! грязные «совки»! И получается у нас, судя по репертуару, что классовое чувство сильнее. Все как доктор Маркс прописал.