В России случился (а если и не совсем случился, то, по крайней мере, наметился) очередной футбольный скандал. На этот раз возмутителем спокойствия стал главный тренер ФК «Волочанин-Ратмир» Владимир Косогов. Его высказывания о «договорняках» стали предметом обсуждения в РФС, а заодно дали возможность вновь поднять тему теневого бизнеса в футболе.
Однако теневой бизнес здесь – это не только «договорняки», но и переходы игроков из одного клуба в другой. Точнее, не сами переходы, а то, что им сопутствует – в частности, «откаты». Они есть и в Европе, и в России. С годами, надо отметить, объемы «черного нала» при заключении сделок заметно снизились, то есть процесс постепенно обретает более цивилизованную форму. Во многом потому, что трансфертная стоимость игроков выросла в разы – ныне это миллионы долларов или евро, и для того, чтобы платить наличностью, нужно таскать с собой мешки денег, чего не стоит делать хотя бы из соображений безопасности.
Существует немало финансовых схем, по которым «откаты» можно легализовать без существенного ущерба. Не стану вдаваться в подробности, но все они вполне законны.
Почему все это возможно? Одно дело, если руководит клубом человек, который вкладывает свои собственные деньги. Естественно, воровать у себя он не станет. Если же у руля стоит нечистоплотный менеджер или генеральный директор, распоряжающийся финансами, выдаваемыми ему на содержание команды корпорацией или синдикатом, - то здесь другой вопрос. Этот менеджер приобретает какого-нибудь Хосе Аморалеса за миллион долларов, хотя всем более или менее разбирающимся в футболе понятно, что его красная цена в базарный день – сто тысяч. Для чего осуществляется явная переплата? Для того, чтобы кружным путем, через «левые» счета, получить «откат».
В данном случае менеджер ворует у своего хозяина или работодателя. В то же время перед законом он чист! На автомобиль, квартиру, килограмм фруктов существует хотя бы приблизительная цена, а на игрока – нет. Как доказать, что цена завышена? Тем более что хозяин клуба на менеджера в суд не подает и не жалуется.
Сомневаюсь, что босс не чувствует обмана. Если мы читаем газеты и знаем, что Хосе Аморалес не стоит тех денег, которые за него отвалили, то и босс их читает. Здесь два варианта. Первый: хозяин клуба - очень богатый человек, который не обращает внимания на мелкие хищения. Черт с ним, с этим менеджером, рассуждает он, возьму другого - он мне все дело завалит, а этот, хоть и ворует, команду держит на уровне. Второй вариант еще хуже: босс сознательно идет на такие покупки, чтобы «отмыть деньги». Он сам дает менеджеру соответствующие указания. Тем более что для простого смертного десяток миллионов долларов – баснословная сумма, а для энергетической компании или корпорации, ворочающей миллиардами, - семечки, средства на карманные расходы.