В самом деле, кому какое дело до маленькой, далекой Исландии, когда вся мировая биржевая система сотрясается от ударов финансового цунами, а банковская система самой России находится в глубоком нокдауне.
Однако может оказаться, что именно благодаря кризису и неразберихе, царящей в мире, «покупая Исландию», Россия делает для себя очень важное геостратегическое приобретение в Европе.
Начать надо с того, что, объявив одной из первых в мире о национализации своей банковской системы из-за угрозы национального дефолта, маленькая процветающая Исландия неожиданно для самой себя оказалась одним из катализаторов нынешнего кризиса. А ведь совсем недавно, не далее как в ноябре 2007 года, согласно рейтингу ООН, Исландия завоевала звание самой комфортабельной для жизни страны на свете .
Именно статус процветающей страны и привлек в исландские банки сотни тысяч международных вкладчиков и инвесторов. Свою роль сыграла и агрессивная экспансия самих исландских банков в Европе и США. Она привела к гипертрофии банковского сектора 300-тысячной страны, в результате которой активы местных банков в 10 раз превысили совокупный национальный продукт. Поэтому, когда разразился нынешний кризис ликвидности, выяснилось, что исландские банки набрали долговых обязательств на сумму свыше 100 миллиардов евро, а их реальные резервы составляют около 4 миллиардов.
В поисках спасения Рейкьявик обратился за помощью к соседним западным странам, но вначале понимания не встретил: наличных не хватает нигде. К тому же национализация банковского сектора вызвала серьезные трения с рядом европейских стран. Британия и Нидерланды, например, арестовали у себя исландские активы, после того как получили отказ Исландии гарантировать вклады сотен тысяч своих граждан. И тут на сцене появилась Россия. Сначала российский посол в Исландии Виктор Татаринцев, затем министр финансов Алексей Кудрин и, наконец, сам Владимир Путин заявили, что Россия даст положительный ответ на просьбу Рейкьявика. Такая непонятная «отзывчивость» Кремля сразу породила в Москве волну неясных слухов, что за всей этой историей стоят интересы каких-то очень влиятельных российских фигур, которые успели «вложиться» в Исландию, Так это или нет, сказать трудно, но даже одних геополитических амбиций достаточно, чтобы привязать к себе Исландию стратегически.
Давайте считать.
Во-первых, Исландия - член НАТО с 1949 года и, как каждый участник организации, обладает правом вето. Не надо иметь богатое воображение, чтобы сообразить, как будет голосовать Исландия по вопросу присоединения к организации Грузии и Украины в случае, если Россия всерьез привяжет ее к себе финансово.
Во-вторых, Москва могла бы использовать Исландию для поддержки своих претензий на континентальный шельф в Арктике.
В-третьих, Исландия – член Северного совета, региональной организации, включающей также Норвегию, Швецию,Финдляндию, Данию и Гренландию. Один из членов организации - Швеция - с большим подозрением относится к российской политике в регионе. Если Москва действительно подружится с Исландией, то она сможет использовать ее вместе с Финляндией как противовес Швеции.
В-четвертых, Исландия имеет колоссальное военно-стратегическое значение, ибо в том районе расположены Фарреро-Исландский противолодочный рубеж и американская подводная акустическая стационарная противолодочная система . Обе системы лишают атомные подлодки Северного флота возможности беспрепятственного прохода в Атлантику. Если же Москве удастся уговорить Рейкьявик отказаться от американских систем мониторинга, это создаст существенную брешь в линии американской национальной обороны. Комментируя сделку с Россией, исландский премьер-министр Гейр Хорде сказал, что его страна остается членом НАТО и не думает расширять военное сотрудничество с Россией. В частности, он опроверг предположение, что российские военные могут быть допущены на базу Кефлавик, оставленную ВВС США в 2006 году.
Однако неясно, как поведут себя исландские политики в будущем, если им нужно будет просить отсрочку по кредиту или новый кредит у России.
Наконец, согласно экспертным оценкам, на арктическом шельфе Исландии может залегать до 90 миллиардов баррелей нефти. Трудно себе представить, чтобы Газпром и другие российские компании прошли мимо такой добычи, тем более что исландцы сами предлагают лицензии на добычу.
Итак, взвешивая все политические, военные и экономические факторы, легко заметить, что маленькая Исландия - очень «удаленькая» в стратегическом отношении страна.
Кстати, во время недавней войны с Грузией, Россия руководствовалась комбинацией этих факторов. Тогда в центре конфликта была Южная Осетия, однако в результате войны Россия также приобрела под свой протекторат потенциально экономически доходную Абхазию вместе с куском стратегически важного черноморского побережья Грузии.(6)