Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко.
Андрей Шарый: Поездка премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Москву на переговоры о поставках российского газа на Украину неожиданно обернулась предположениями о новых возможностях развязок проблем в отношениях Кремля и украинского руководства. Владимир Путин по своей инициативе вдруг поднял две темы, о которых сегодня активно говорят наблюдатели. Первая - это отрицание Путиным версии о том, что Москва в новых отношениях с Украиной сделала ставку на Юлию Тимошенко и фактически не считает партнером для переговоров ее главного политического противника - президента Виктора Ющенко. Вторая тема - вопрос о якобы имевших место поставках Грузии украинского оружия уже в ходе боевых действий в Южной Осетии и даже об участии в этих событиях украинских инструкторов. Такой гипотетический экспорт вооружений Путин назвал преступлением, а Тимошенко, заметив, что для подтверждения этой информации нужны факты, тем не менее напомнила, что контроль над экспортом вооружений - сфера ответственности президента, а не премьер-министра Украины. О реакции в Киеве на московские переговоры корреспондент Радио Свобода на Украине Владимир Ивахненко.
Владимир Ивахненко: Главным итогом московских переговоров Юлии Тимошенко стало подписание межправительственного меморандума о сотрудничестве в газовой сфере. Он предполагает поэтапный трехлетний переход на рыночные цены поставок российского газа Украине и тарифов на его транзит в Европу. С 1 января будущего года стороны отказываются от газовых посредников и переходят на прямые отношения между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Что же касается цены газа, то этот вопрос должен быть урегулирован в ходе дальнейших переговоров между двумя компаниями. В украинском правительстве надеются, что новом году стоимость газа не превысит 300 долларов.
Между тем, политики и эксперты обсуждают прозвучавшее во время встречи с Тимошенко заявление Владимира Путина. Обвинив Украину в незаконных поставках оружия Грузии, российский премьер не исключил, что в ходе боевых действий на Кавказе украинцы управляли своими же ракетными комплексами. При помощи комплексов «Бук М-1» над территорией Грузии были сбиты несколько российских военных самолетов. Слово заместителю директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаилу Самусю...
Михаил Самусь: Все сведения, которые мы имеем, свидетельствуют о том, что все поставки были согласно международному праву и не нарушали каких-либо санкций, эмбарго или режимов экспортного контроля. То есть всю эту информацию мы можем почерпнуть из регистра ООН, который официально опубликован, в котором содержится информация о поставке всех типов вооружений, о которых идет речь, в том числе и о дивизионе "Бук М-1". Поэтому говорить о том, что это какие-то незаконные поставки, мы не можем. Что касается украинских военных специалистов и военнослужащих, то такой информации нет, и для того, чтобы ее подтвердить или опровергнуть, нужны какие-то факты. Это больше информационно-психологическое влияние на ситуацию как в России, так и на Украине.
Владимир Ивахненко: В том, что выдвинутые Путиным обвинения требуют подтверждения и доказательств, убеждена и Юлия Тимошенко. Но, находясь еще в Москве, она не удержалась от того, чтобы снова бросить тень на Виктора Ющенко, заявив, что экспорт вооружения находится на Украине под контролем не правительства, а главы государства.
Комментируя визит украинского премьера в Россию, многие эксперты отмечают, что Москва в отношениях с Украиной, судя по всему, сделала ставку не только на нынешнего лидера оппозиции Виктора Януковича, но и на Юлию Тимошенко, отказываясь при этом от диалога с Виктором Ющенко.
Александр Дергачев: То, что можно утверждать более или менее твердо, это что в Москве не рассматривают Ющенко, как перспективного политика, с которым придется иметь дело и дальше. А вот из тех, с кем придется, Тимошенко - одна из двух. С учетом, что Ющенко в какой-то степени сам себя загнал в некоторую изоляцию, очень сильно противопоставляя западный вектор и восточный вектор в политике Украины, что не всегда оправдано, Тимошенко избежала этого. И она, действительно, рассматривается, во-первых, как именно один из популярных политиков, имеющих перспективы. Во-вторых, как лидер, который будет более прагматично смотреть на развитие украинско-российских отношений, вынося за скобки идеологические разногласия.
Владимир Ивахненко: Считает политолог Александр Дергачев.
К возращению премьера в украинскую столицу, президентская канцелярия подготовила для нее ряд вопросов. Один из них звучит так: "Правда ли, Юлия Владимировна, что Вы пообещала российскому руководству, что все проблемные вопросы двухсторонних отношений будут решены автоматически в случае Вашего избрания президентом Украины?"
Александр Дергачев: Есть риски того, что любые контакты Тимошенко в Москве будут очень активно использоваться в пропагандистских, контрпропагандистских, в избирательных целях, и трудно даже настаивать на том, что предмет договоренностей - цена на газ (и не больше) и что не решались какие-то еще вопросы. Тимошенко придется преодолевать вот этот наш идеологический плюрализм для того, чтобы оставлять все-таки на повестке дня более или менее ясную картину: каковы сейчас украинско-российские отношения, по крайней мере, в экономической сфере?