Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Гостев.
Андрей Шароградский: Очередное резкое обострение отношений между Соединенными Штатами, с одной стороны, и Венесуэлой и Боливией, с другой. Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил, что в течение 72 часов высылает из Каракаса американского посла в связи с раскрытием, по его словам, заговора по свержению правительств Венесуэлы и Боливии. Чавес утверждает, что заговорщиков напрямую поддерживает Вашингтон. Я приветствую в студии своего коллегу, эксперта по истории и политике Латинской Америки Александра Гостев, с которым мы в прямом эфире будем обсуждать эту тему.
Александр, здравствуйте!
Александр Гостев: Добрый день, Андрей!
Андрей Шароградский: Для начала, в чем суть новых претензий Уго Чавеса к Соединенным Штатам?
Александр Гостев: Андрей, чтобы объяснить нынешний дипломатический скандал, который, в общем, продолжение всех предыдущих, лучше всего начать не с Венесуэлы, а с Боливии. Потому что вчера президент Боливии Эво Моралес, большой друг Чавеса, этакий индейский социалист и националист, объявил персоной нон-грата американского посла в Боливии. В ответ Вашингтон уже заявил, что высылает боливийского посла. Сейчас, вообще, в Боливии обстановка очень накалилась. Многие говорят о возможном начале настоящей гражданской войны. Дело в том, что там в различных регионах, вернее, департаментах Боливии, в основном в департаменте Пандо, происходят стычки между крестьянами, с одной стороны, поддерживающими социалистическое ультралевое (его можно называть по-разному) правительство Моралеса, а, с другой стороны, есть часть групп, скажем так, более обеспеченных, ориентирующихся, наверное, как принято говорить, на Запад, на Вашингтон, на какие-то рыночные отношения и так далее, которые активно выступают против реформ Моралеса радикальных, связанных с национализацией всех основных отраслей промышленности страны. И вот дошло уже до вооруженных столкновений. Есть убитые с обеих сторон - около 10 человек, но очень много раненых. Эво Моралес заявил, что высылает американского посла, обвинив, человека, который занимал этот пост, назвав его, дословно, "главным специалистом по разжиганию сепаратистских конфликтов в регионе". Чем закончится дело в Боливии, сейчас очень трудно предсказать. Но то, что Моралес теряет как бы свои позиции, что очень логично после тех шагов, которые он предпринял за последний год в политике и в экономике, это уже можно утверждать.
А вот как поступил Уго Чавес - это внешне выглядит исключительно, как такой очень широкий популистский жест поддержки друга. О чем он, собственно, сам и заявил. Он выслал посла только потому, что как бы это сделал его друг в соседней стране. Но при этом накануне, вчера, было объявлено о том, что в Венесуэле также раскрыт фантастический по описаниям деталей заговор по свержению Уго Чавеса и его правительства. Якобы некие консервативные ультраправые генералы, связанные с местной олигархией при поддержке Вашингтона, планировали разбомбить то ли кортеж Уго Чавеса, то ли его президентский дворец. Якобы уже арестован пилот американского истребителя (венесуэльского американского производства F -16), который согласился лично быть таким пилотом-камикадзе, который, в общем, уничтожить Чавеса. Этот скандал вот так разгорелся.
Андрей Шароградский: Очевидно все-таки, что высылка посла - это очень резкий ход. Как бы вы все-таки оценили поведение Чавеса? Это продуманные шаги, продуманная политика или все-таки это некий эмоциональный ход, эмоциональный шаг человека, который все-таки хорошо известен всему миру своим, назовем это, экстравагантным поведением?
Александр Гостев: Андрей, я думаю, что это и то и другое одновременно. Этот человек действительно пошел ва-банк. Этот человек руководствуется, что очень заметно, и все эксперты сходятся в едином мнении, во всех своих шагах и во внешней политике, и во внутренней политике исключительно собственными эмоциями. Но, вместе с тем, это достаточно оригинальный и умный политик с таким, знаете, звериным нюхом на конъюнктуру. Он в первую очередь так долго держится у власти, потому что он очень хорошо чувствует настроение толпы и предпринимает только те шаги, которые заведомо толпе понравится. Чавес популист с большой буквы, помимо того, что он еще и троцкист. Наверное, единственный президент, официально законно избранный в мире, который сейчас официально называет себя троцкистом. Так вот, руководствуясь своими эмоциями, он принял решение, а потом уже он уже очень продуманно это решение начал претворять в жизнь. Но опять-таки надо сказать, что у самого Чавеса есть кумир. Его зовут Фидель Кастро. О чем Чавес постоянно говорит. Он хочет быть как Фидель. Поскольку Фидель сейчас уже сходит с политической сцены, его фактически нет, Чавес страшно хочет занять его место. И вот если сравнить исторически то, что в свое время делал Фидель Кастро (заявления, шаги какие-то, резкие политические ходы), то Чавес уже в современных политических условиях очень сильно повторяет то, что делал Фидель в свое время.
Андрей Шароградский: Обобщая сказанное, Уго Чавес в Венесуэле, Эво Моралес в Боливии, президент Никарагуа Даниэль Ортега... Этот список можно продолжать. Это некая единая антиамериканская сила складывается?
Александр Гостев: Вы знаете, все люди, которых вы перечислили, к ним можно добавить еще нескольких латиноамериканских лидеров, они очень разные. Их объединяет только одно - их объединяет такой крестьянский народный антиамериканизм. Во всем остальном это люди, в общем, абсолютно не сочетаемые. Тот же Эво Моралес - это индейский националист, а Чавес все время говорит о своем боливарианстве, что означает теоретически надежду на создание каких-то развитых единых Соединенных Штатов Латинской Америки. Две взаимоисключающие идеи. Поэтому я бы вряд ли говорил о том, что в мире реально может появиться некий латиноамериканский антисевероамериканский блок.
Андрей Шароградский: Спасибо, Александр!