Ссылки для упрощенного доступа

Историки обсудили феномен «дружеской оккупации» 1968 года


В эти дни в Праге можно увидеть как документальные свидетельства гражданского сопротивления советской оккупации, так и самих активистов сопротивления, вспоминающих о событиях сорокалетней давности
В эти дни в Праге можно увидеть как документальные свидетельства гражданского сопротивления советской оккупации, так и самих активистов сопротивления, вспоминающих о событиях сорокалетней давности

В четверг исполнилась сороковая годовщина вторжения войск Варшавского договора на территорию Чехословакии. Жители Чехословакии, кроме тех, конечно, кто воочию видел советские танки, узнали о том, что происходит в их стране из такого сообщения:


«Вчера, 20 августа 1968 года, около 23 часов войска Советского Союза, Польской народной республики, Германской демократической республики, Венгерской народной республики и Народной республики Болгарии перешли государственную границу Чехословацкой социалистической республики. Это произошло без уведомления президента Чехословакии, председателя парламента, главы правительства и первого секретаря коммунистической партии».


В сенате Чешской республики в эти дни прошла историческая конференция, посвященная современному осмыслению подавления Пражской весны. Автор этого текста председательствовал на этой конференции.


Военные историки, представляющие разные государства, в том числе Чехию и Россию, говорили именно о военных аспектах вторжения, о том, как оно готовилось и осуществлялось, и размышляли о том, были ли возможны варианты обороны или какие-либо другие варианты сопротивления. Другой аспект - волна эмиграции и социальные последствия вторжения. И, наконец, третий - это отражение вторжения в средствах массовой информации.


Военная часть конференции, разумеется, была отдана историкам, некоторые из них даже родились незадолго до событий или сразу после них. Например, российский историк Виктор Изонов, 1960 года рождения, естественно, был ребенком в момент тех событий. Тем не менее, он прекрасно разбирается в этой теме. Он обрисовал полную картину подготовки к вторжению, подтвердив общеизвестный факт, что подготовка в целом была осуществлена за несколько месяцев до вторжения. То есть на политической поверхности происходили какие-то встречи, взаимные убеждения, полемика с братской чехословацкой коммунистической партией, а в действительности, в сейфах военачальников уже лежала карта и приказ, полностью разработанные до последних деталей - план вторжения в Чехословакию.


Историки полагают, что политическое решение о вторжении было принято за несколько дней до операции, буквально 15-16 августа 1968 года, но план этого вторжения уже лежал в сейфах с 12 апреля того же года. Когда Пражская весна всего лишь кульминировала, еще не переродившись в советской печати в контрреволюцию, военные уже знали, каким образом придется Чехословакию оккупировать.


Естественно, кроме этого, были и носители этой истории, были там чешские журналисты, фактически представлявшие телевидение и радио того времени, не просто голоса, но и лица сопротивления тогдашним оккупантам, это было исключительно трогательно. Были там и люди, занимающиеся стратегическим осмыслением происшедшего, например, американский историк Эдвард Лутвак, который оценил вторжение, как удачную военную операцию, оценив тот факт, что в первую очередь был захвачен возможный центр сопротивления – Прага – вместо поступательного движения от границ, как это делалось раньше. На что можно смело возразить, что ни в одной другой операции по оккупации не имело место то особое обстоятельство, что оккупировалась дружественная страна, не собиравшая оказывать никакого сопротивления. Такое не может повториться: в любой другой стране оккупационные войска натолкнулись бы на серьезное сопротивление.


Определенный диссонанс в научный анализ прошлых событий внесла еще одна участница конференции - Наталья Горбаневская. Наталья Евгеньевна посвятила свое выступление скорее осмыслению российской современности, в частности, российско-грузинского конфликта, чем тому времени, когда она вместе с другими диссидентами участвовала в демонстрации протеста на Красной площади.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG