Дмитрий Волчек: Человек недели Радио Свобода - 22-летний россиянин Михаил Ганган, который на этой неделе получил статус беженца на Украине.
В интервью «Газете по-украински» активист запрещенной НБП рассказал: «В мае 2004-го, в день инаугурации президента России Владимира Путина ходил в Большой театр в Москве. Шла опера ”Мазепа”. Я мои соратники думали, что появится Путин. Мы начали разбрасывать листовки. Требовали, чтобы президент пошел в отставку. Потом всех начали хватать». В декабре того же года нацболы захватили приемную администрации президента России. Требовали, чтобы Путин ушел с поста за уничтожение политических свобод и политические репрессии. Гангана и его соратников арестовали и обвинили в попытке насильственного свержения государственного строя. Впоследствии изменили обвинения на ”участие в массовых беспорядках”. Почти год он отсидел в тюрьме ”Матросская тишина”. В декабре 2005-го ему дали три года условно. Ганган вернулся в Самару. О том, что произошло дальше, рассказывает россиянка Ольга Кудрина, тоже получившая статус беженца на Украине.
Ольга Кудрина: В мае 2007 года во время саммита Россия – ЕС был проведен «Марш несогласных». Непосредственным организатором данного марша был Михаил Ганган. Во время подготовки к проведению данного марша в адрес Гангана неоднократно поступали угрозы от сотрудников российских спецслужб. В то же время по надуманным причинам силовые структуры обратились в суд с ходатайством об изменении меры наказания с условного на лишение свободы. В июле 2007 года Михаил Ганган понимает, что дело носит заказной характер, на справедливость рассчитывать нельзя, он приехал в Украину с целью получить защиту от политических преследований, которым он подвергался в России. Украина была выбрана им, потому что это одна из немногих постсоветских стран, которая пошла по демократическому пути развития, в которой можно реально рассчитывать на защиту. 31 декабря 2007 года была предпринята попытка незаконно передать Михаила Гангана российским властям. Но благодаря во многом работе правозащитников и общественному мнению, он не был выслан в Российскую Федерацию.
Дмитрий Волчек: Дмитрий Гройсман, руководитель Винницкой правозащитной группы помогал Михаилу Гангану.
Дмитрий Гройсман: Он прибыл в Украину, опасаясь преследований. По состоянию на сегодняшний день он второй из двух ищущих убежище из России, которые являются членами НБП. Предоставление статуса беженца не является жестом доброй воли в Украине, это не является гуманитарным актом. Статус беженца – это международная обязанность Украины. Украина обязана предоставлять статус беженца в силу того, что она ратифицировала международную конвенцию ООН для тех людей, в отношении которых есть риски преследования по определенным критериям, в частности, за политические убеждения в случае возвращения в страну происхождения. Международное право обязывает Украину предоставить статус беженца. Поэтому нет ничего удивительного, Украина выполнила это обязательство в отношении конкретного лица. Это нормальное поведение Украины. Ганган является классическим политическим беженцем.