Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.
Марк Крутов: Отношения России и Грузии снова на грани полномасштабного кризиса после недавнего потепления, в результате которого было восстановлено авиационное и почтовое сообщение между странами. Сегодня посол Грузии Эросия Кицмаришвили покинет Москву. Он был отозван для консультаций. Это произошло после официального заявления российского МИДа, который подтвердил, что самолеты российских ВВС нарушали воздушное пространство в Южной Осетии, то есть, с точки зрения Тбилиси, воздушное пространство суверенной Грузии. Как сообщает пресс-служба МИДа, это произошло 8 июля, когда ситуация в непризнанной республике резко обострилась. Москва заявляет (цитата с сайта российского МИДа), что "этот кратковременный полет позволил охладить горячие головы в Тбилиси».
О реакции Грузии на эти слова - репортаж нашего корреспондента в Тбилиси Георгия Кобаладзе.
Георгий Кобаладзе: Министр иностранных дел Грузии Экатерина Ткешелашвили заявила на специальном брифинге, что грузинское дипломатическое ведомство приняло решение отозвать из Российской Федерации посла Эроси Кицмаришвили, который приступил к выполнению своих обязанностей всего несколько недель назад. Госпожа Ткешелашвили объяснила решение вторжением российских военных самолётов в воздушное пространство Грузии.
Как известно, инцидент произошёл вечером 9 июля. Однако примечательно, что официальный Тбилиси принял столь радикальное решение не после самого инцидента с вторжением в воздушное пространство страны, а после того, как МИД России подтвердил, что российские самолёты действительно летали над Южной Осетией (юридически эта территория входит в состав Грузии), чтобы, как сказано в заявлении МИД, «остудить горячие головы в Тбилиси, намеревающиеся вторгнутся в Южную Осетию под предлогом освобождения четырёх грузинских военных, арестованных правоохранительными органами Южной Осетии».
Впрочем, к тому моменту, когда самолёты появились в воздушном пространстве Грузии, инцидент с захватом грузинских военных (в Цхинвали их обвиняли в незаконном пересечении границы) уже был исчерпан. Это признают и в Тбилиси и в Цхинвали. То есть к вечеру 9 июля уже было принято решение об освобождении военных. Причём решение было принято в ходе переговоров при посредничестве послов ОБСЕ.
Хотя, с другой стороны, командующий грузинскими миротворческими контингентами в Абхазии и Южной Осетии генерал Мамука Курашвили не скрывал, что предъявил югоосетинским властям ультиматум и потребовал немедленно освободить военных, пригрозив, что в противном случае, освободит их силой.
Но большинство грузинских экспертов склоняется к мнению, что беспрецедентный военно-дипломатический демарш Москвы больше связан всё-таки с визитом в Тбилиси госсекретаря США Кондолизы Райс (которая в очередной раз поддержала евро-атлантические устремления Грузии), чем с ситуацией в зоне конфликта.
На совместном брифинге с Госпожой Райс президент Саакашвили заявил, что российские самолёты, вплотную подлетевшие к Тбилиси, по всей видимости, хотели её поприветствовать.
Интересно и примечательно, что грузинские власти не принимали решения отозвать посла из Москвы даже во время кульминации российско-грузинского противостояния - в связи с арестом в Грузии четырёх российских офицеров по обвинению в шпионаже осенью 2006 года. Тогда посол России Вячеслав Коваленко был отозван из Грузии, но его грузинский коллега продолжал работать в столице России.