Британский кинорежиссер Питер Гринуэй (Peter Greenaway), известный такими картинами, как «Отсчет утопленников» или «Интимный дневник», на днях организовал в Милане световое шоу, спроецированное на фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Благодаря тщательно продуманному движению света фигуры Христа и двенадцати апостолов на стене миланского монастыря словно бы стали объемными. Световое представление довольно долго откладывалось из-за отказа городских властей выдать разрешение.
В течение нескольких месяцев шли переговоры между группой художников и администрацией Милана. Мэр города Летиция Моратти консультировалась с реставраторами и выслушивала представителей церкви. Световое представление должно было состояться месяцем раньше — 9-го июня, но разрешение было отозвано. Реставраторы опасались за сохранность фрески, а некоторые церковники считали представление богохульством. Художникам пришлось пересмотреть запланированное действие и отказаться от некоторых его частей. Словом, судьба этого уникального проекта висела на волоске. Наконец, разрешение на проведение представления один-единственный раз было получено.
«Тайная вечеря» была создана Леонардо в конце пятнадцатого века для трапезной миланской церкви Санта Мария делле Грацие. Уже через 20 лет эта работа начала разрушаться, и с тех пор с ней проводятся реставрационные работы, примерно каждые десять лет. Последняя реставрация длилась 17 лет, и сейчас посетителям позволяют оставаться перед картиной всего лишь на десять-пятнадцать минут.
Эта картина растиражирована на конфетных коробках и на текстильных изделиях, а в последнее время люди проявляют к ней дополнительный интерес в связи с авантюрным романом Дэна Брауна «Код да Винчи». Итальянская компания HAL9000, участвовавшая и в световом шоу Гринуэя, поместила на своем сайте репродукцию фрески да Винчи в очень высоком разрешении — 16 гигапикселей. Это завораживающее зрелище — в некоторых частях можно рассмотреть наброски, сделанные Леонардо перед созданием картины. Римский Институт реставрации сделал трехмерное сканирование картин на стене церкви и, используя компьютерные данные и знания реставраторов, была создана точная копия «Тайной вечери» Леонардо, над которой и работала команда Питера Гринуэя для подготовки светового перформанса.
Можно сказать, что шоу авангардного режиссера Гринуэя, задействовав сложные световые эффекты, затмило ажиотаж, вызванный бестселлером. Вот что сказал Питер Гринуэй в интервью корреспонденту британской газеты Guardian: «Тайная вечеря... Решительный, последний момент, где Христос, если можно так выразиться, раскрывает карты перед своими учениками, апостолами, говорит, что один из них, пойдет и предаст Его. И вот это — тот момент, о котором Леонардо решил поведать. Так сказать, замороженный миг в истории.
У нас задействованы три источника света. Один направлен прямо на картину. Поскольку мы не знаем того места, архитектурных деталей дома, где происходит действие, мы предположили, что свет идет из окна в левой части картины. И воспроизвели движение солнца по небосводу. Невозможно показать перемещение солнечного света в течение суток, мы сжали это до двух минут. Такой прием часто встречается и в кинематографе. Можно описать это как мое сильное стремление к визуальной грамотности, к точности в деталях. Я кинорежиссер, и хотел бы воспринимать кино, как высококлассный технический процесс. Я считаю, что точность в деталях очень важна для нашего понимания того, кем мы являемся, каковы наши общественные нравы. Мы живем в эпоху доминирования телевидения. И я придаю огромное значение достоверности и точности деталей, чем я и хотел поделиться. Поделиться со всеми теми, кто испытывает любопытство к разным способам, позволяющим людям общаться при помощи образов. Так что эти приспособления заставляют вас смотреть, в каком-то смысле следовать за рукой да Винчи, как она двигалась, когда он создавал этот шедевр».
Гринуэй убежден, что если бы Леонардо да Винчи жил в наше время, то он был бы не только кинорежиссером, но и занимался бы поисками художественных решений с применением последних технологий. Создатель таких знаменитых картин, как «Контракт рисовальщика» и «Повар, вор, его жена и ее любовник» с Хелен Миррен в главной роли, теперь планирует создать световые представления, оживляющие картины. Он хочет спроецировать лучи на такие картины, как «Герника» Пикассо, «Менины» Веласкеса и «Водяные лилии» Клода Моне.