Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Советское и российское освоение полярных широт


Белый медведь в арктическом регионе Баренцева моря
Белый медведь в арктическом регионе Баренцева моря

Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы "Время Свободы" - "Сегодняшний факт".

Крупнейшая научная конференция, посвященная освоению высоких полярных широт, проходит в Петербурге. В обсуждении проблем, связанных с ближайшим будущим Арктики и Антарктики, принимают участие более тысячи специалистов - ученых и практиков - из разных стран мира. В последние годы внимание к этим регионам повышено еще и в силу претензий разных стран, в первую очередь Россию, на разработки континентального шельфа с целью добычи полезных ископаемых. Есть в Арктике и Антарктиде и чисто научные задачи, решение которых эксперты считают жизненно важным. Говорит начальник российской антарктической экспедиции Валерий Лукин.

Валерий Лукин: Есть здесь вопросы по солнечно-земным связям, по изменению климата, по полярной геологии, по полярной океанологии, по исследованию ледниковых озер, по различным географическим исследованиям. Огромный спектр научных исследований. Для меня, например, наибольший интерес привлекала сегодняшняя сессия про ледниковые озера. Это очень интересный феномен, который был открыт в середине 90-х годов прошлого века - существование больших незамерзающих водоемов под ледяных покровом, многокилометровым покровом Антарктики. Самое крупное озеро носит название Восток, поскольку оно находится под нашей российской антарктической станцией Восток. Вокруг этого очень много различных и спекуляций, и, наоборот, научного интереса, и так далее. Потому что мы имеем там глубокую ледяную скважину, и у нас осталось порядка 80 метров льда, который нужно пробурить для того, чтобы проникнуть в водный слой озера. Тогда мы можем взять непосредственно пробы воды из этого озера.

Это изучение, с одной стороны, других законов эволюции жизни на нашей планете, потому что это озеро несколько миллионов лет не имело никаких контактов с атмосферой. Это огромнейший феномен. С другой стороны, мы сможем взять пробы донных отложений из этого озера и действительно проникнуть в тот еще мир Антарктиды, которые существовал еще до оледенения Антарктиды, порядка 30 миллионов лет назад. Одно из самых интересных, наверное, направлений - это современное изменение климата и влияние на это полярных областей. В мире ничего абсолютно хорошего не бывает или абсолютно плохого. Но сейчас мы ведь не говорим даже о прогнозах, мы говорим просто о неких климатических тенденциях - теплеет климат или холодает. Как интенсивно, как долго он будет теплеть, понимаете, или уже произойдет изменение знака этого температурного тренда.

Андрей Шарый: Говорил российский полярник , начальник антарктической экспедиции Валерий Лукин.

Сегодня же стало известно и скором прекращении работы российской дрейфующей станции "Северный полюс-35" в связи с ее приближением к острову Шпицберген. Ледокол "Михаил Сомов" в ближайшее время снимет экипаж станции с льдины. Первая в мире дрейфующая станция была открыта в Советском Союзе в 1937 году - знаменитая экспедиция Ивана Папанина - и рассматривалась не столько как научная, сколько как политическая и пропагандистская победа. О научном и политическом значении освоения полярных широк размышляет петербургский историк, доктор наук Никита Ломагин.

Никита Ломагин: Россия впервые на уровне государства заявила о своем желании исследовать Арктику и заявила о своих правах на часть Арктики только в 1916 году. Кстати говоря, если посмотреть на ноты Наркомата иностранных дел уже Советского Союза, в 20-е годы, то они фактически подтверждали то желание, которое было сформулировано еще в ходе Первой мировой войны. И впоследствии, в 20-30-е годы, освоение Арктики не было связано только лишь с научной деятельностью, оно имело огромное экономическое значение и военно-стратегическое значение. И в последующие годы, особенно с созданием ядерного оружия, Арктика стала одним из тех мест, где Советский Союз обеспечивал стратегический паритет с США.

Сейчас, конечно же, значение Арктики в этом смысле существенным образом изменяется. Последние несколько лет ясно, что это связано прежде всего с чрезвычайно высокими ценами на нефть и некоторым головокружением у российских политиков, которые, может быть, не вполне адекватно понимают преходящесть этого момента. Возникают разного рода сюжеты и проекты. Но что касается Арктики, здесь освоение, безусловно, является необходимым, это действительно одна из последних неразработанных частей мирового океана, где находятся колоссальные запасы и нефти, и природного газа. Ясно, что в 20-30-е годы нужны были успехи, победы. И конечно же, освоение Арктики в то время сопоставимо, наверное, по своему значению с открытием космоса. Но, наверное, и потребности такой нет сейчас в мобилизации населения, как это было, скажем, накануне Второй мировой войны. Задачи другие, безусловно. Но в 30-е годы у государства были деньги, государство было сильным. Сейчас кажется, что государство сильное, а на самом деле мне кажется, что соотношение возможностей государства и бизнес-окружения, в котором находится Россия, я имею в виду прежде всего энергетический голод, который многие страны испытывают и поэтому заглядываются на Арктику с большим интересом, нежели это было раньше, эти обстоятельства весьма, я бы сказал, негативные.

Андрей Шарый: Советское и российское освоение полярных широт. Гостями рубрики "Сегодняшний факт" были историк Никита Ломагин и полярник Валерий Лукин.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG