В Краснодарском крае проходит «Неделя без абортов» и «Неделя без разводов». Это мероприятие спровоцировало новую волну споров о том, нужно ли оставлять за женщинами право самостоятельно решать - сохранять беременность или нет.
Идея краснодарских чиновников отметить «День семьи, любви и верности» в честь Святых Петра и Февронии Муромских объявлением акций «Неделя без абортов» и «Неделя «без разводов» едва не спровоцировала большой скандал. 1 июля, в день начала акций, в интернете было распространено сообщение «Нового телевидения Кубани». В нем указывалось, что в течение недели в Краснодарском крае будет действовать запрет на совершение абортов. Оказалось, журналисты были не совсем правы, и по медицинским показаниям в краевых клиниках все-таки будут делать аборты.
Цель этих акций, как было официально заявлено - воспитание в обществе позитивного отношения к института брака и семьи. В Краснодарском крае на 56 тысяч родов приходится 46 тысяч абортов, на 100 браков - 52 развода. 30% детей рождаются вне брака. По словам заместителя директора Департамента здравоохранения Краснодарского края Елены Редько, в первую неделю июля операции будут делаться только по медицинским показаниям, что же касается остальных случаев прерывания беременности, то с будущими матерями будут проходить собеседования.
Это уже не первый случай проведения акций борьбы против абортов в Краснодарском крае. В прошлом году последняя декада ноября также была посвящена борьбе абортами. Для беременных женщин устраивали лекции, показывали научно-популярные фильмы и организовывали встречи со священниками. Все это, по мнению властей, должно было снизить количество абортов. По официальным данным Департамента здравоохранения, в регионе в прошлом году количество абортов уменьшилось на 2,5 тысячи.
Несмотря на заверения представителей администрации Краснодарского края в том, что по сути запрета на аборты не было, сообщение кубанского телевидения положило начало новой волне дискуссий об уместности и законности абортов. Противники абортов апеллируют к вопросам нравственности, здоровья женщин и религии. Не первый год при поддержке Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства в Москве работает «горячая линия» для беременных женщин, которые колеблются при принятии решения о том, стоит ли сохранять ребенка, рассказывает президент Фонда Елена Лещук: «Конечно, наши психологи не заставляют всех рожать, но они объясняют ситуацию. Во-первых, не каждая женщина у нас в стране понимает, что такое аборт вообще. Начинаешь говорить с ней, что "это убийство, которое отразится на твоей психике", потому что у нас масса женщин приходит с постабортным синдромом. Миомы, рак груди и прочие онкологические заболевания, бесплодие... Это огромный удар по здоровью нации».
Оппоненты противников абортов утверждают, что женщина вправе самостоятельно распоряжаться своим телом и своей жизнью. Указывают на то, что Россия является светским государством, где, помимо прочего, действуют Основы законодательства об охране здоровья граждан, согласно которым каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве, объясняет директор Центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры» Мария Мохова: «Если женщина не хочет рожать, значит, на это существует какой-то комплекс причин. А ей говорят просто "нельзя", и все. Получается, что кто-то сверху может ей диктовать, каким образом она должна жить. А с другой стороны, что доступнее населению - пойти сделать аборт или регулярно принимать средства, которые регулируют наступление беременности. Вред от аборта и вред от применения гормональных препаратов с раннего возраста - вот это никто не проверяет. На данный момент рождение ребенка - это очень дорогое удовольствие. Все это не может позволить себе среднестатистическая 18-летняя девочка».
В качестве других распространенных аргументов люди, выступающие в защиту женщин, решивших сделать аборт, приводят примеры, когда беременность наступает после изнасилования или когда врачи обнаруживают серьезные отклонения в развитии плода. По мнению руководителя центра «Жизнь» архиерея Максима Обухова, апеллировать к таким случаям, защищая право на аборт, не совсем корректно: «В сумме эти случаи составляют не более 1-2% от всего числа абортов. Проблема бедности, даже нищеты остается в нашем обществе. Многие женщины оказываются в таком положении, что им просто некуда деваться. Бывает даже так, что оказывается беременная на улице, и нет такой государственной структуры, которая могла бы ее принять, приютить. Поэтому здесь приходится эту задачу выполнять общественным организациям. Пока что проблемы решаются в рамках центров кризисной беременности».
Директор центра «Сестры» Мария Мохова считает, что без продуманной государственной политики проблему роста числа абортов не решить, как бы ни старались благотворительные организации: «Мы, с одной стороны, не создаем никаких условий. С другой стороны, мы говорим о какой-то нравственности, о нравственных принципах. Это чьи принципы, кто диктует эти принципы? Здесь весь вопрос заключается не в том, чтобы запрещать делать аборты, а в том, чтобы создавать условия для счастливого рождения детей».
Споры вокруг абортов ведутся не первый год. В разное время появлялись предложения ввести законодательный запрет на аборты или установить уголовную ответственность женщин и врачей за преждевременное прерывание беременности. Наиболее радикальным считается предложение Александра Чуева, который призывал исчислять правоспособность граждан с момента зачатия.