О самоокупаемости в низших лигах речи нет. Здесь футбол даже теоретически не может быть самодостаточным. Тем не менее профессиональные лиги должны зарабатывать. Если построить нормальные удобные стадионы, то за счет билетов, абонементов, продажи атрибутики можно покрывать около 15 процентов бюджета.
В первом дивизионе бюджеты у клубов разные. Прожиточный минимум – около двух с половиной миллионов долларов. 5-7 миллионов – уже «твердые середняки». На эти деньги можно жить и развиваться, если не воровать и не приобретать футболистов за безумные суммы. Нижний порог можно скорректировать - с уменьшением количества команд в дивизионе (о чем мы уже говорили) уменьшится количество выездов, каждый из которых сопряжен с тратами (проезд, проживание, питание).
Средняя зарплата футболистов в первом дивизионе – 3-4 тысячи долларов. Хотя есть и такие клубы, где платят всего 800-1000 долларов. Для того чтобы выйти в премьер-лигу, необходим бюджет приблизительно в 15 миллионов долларов.
То есть «вилка» существования клуба первого дивизиона – от 2,5 миллиона до 15-20 миллионов. В зависимости от задач. Планка задирается за счет зарплат опытных футболистов, которых приглашают под решение определенной задачи.
Во втором дивизионе все гораздо скромнее. Здесь максимальная зарплата у футболистов, как правило, не превышает трех тысяч долларов. Есть оклады и в 300, и в 500 долларов. Что касается бюджетов клубов, то они зависят от зоны, в которой играет команда. На Юге, например, никаких перелетов нет. Сели в клубный автобус и поехали. На Востоке же приходится преодолевать большие расстояния. Но и здесь двух миллионов должно хватить. Разумеется, и эти деньги не везде есть возможность получать безболезненно. Регионы-то не одинаково обеспеченные.
Как выкручиваются? По-разному. Вот пример одного областного центра на Урале.
Клуб подписывает пятилетний контракт с молодыми перспективными ребятами. Мэрия под это дело выделяет несколько квартир в год. Система работает! Парень играет, отрабатывая квартиру, которая перейдет ему в собственность только по истечении контракта. Через четыре года некоторых перепродают в другие клубы. Вот вам статья дохода! Конечно, это не трансферты европейских суперзвезд, но 20-30 тысяч долларов за одного воспитанника – серьезная прибавка к бюджету.
Процесс поставлен на поток. Молодые 18-20-летние ребята бьются, зная за что, а на вырученные от продаж деньги приобретаются игроки, согласные сражаться за зарплату в 2-3 тысячи долларов. Получается постоянный симбиоз молодости и опыта. К тому же собственные воспитанники через несколько лет возвращаются в родные пенаты и доигрывают до окончания карьеры. Кстати: в этом городе было две команды. Осталась одна, именно та, о которой я рассказываю. Другая, гораздо более состоятельная в финансовом плане, потому что спонсировалась частными структурами, прекратила свое существование.
Если человек хочет что-то сделать, он ищет способ. Если не хочет - ищет причину, чтобы оправдать свое бездействие. В уральском городе нашли способ и делают. Команду любят, на стадион ходят. И, возможно, здесь когда-нибудь зажжется звезда, которая принесет клубу и хорошие деньги, и славу.