Несколько лет назад мне довелось прочитать интересную переводную статью (не помню, к сожалению, из какого журнала). Выглядела статья фантастической, но написана была знатоком телевидения, спортивного, в частности. Беседуя с инженерами, автор сделал вывод, что приблизительно через 15-20 лет профессия спортивного комментатора начнет исчезать.
Не буду перечислять всех технических новинок, что ждут нас в ближайшем будущем. Здесь и постоянно растущая величина экрана, и необыкновенная четкость, позволяющая увидеть мельчайшие детали, и фантастическая графика, разъясняющая зрителям все гораздо точнее, чем это делают сидящие у микрофона. От разнообразных технических терминов воздержусь. Кого это заинтересует, может получить самую свежую информацию из издающегося в России очень малым тиражом журнала « Broadcasting . Радио и телевидение». В нем уже российские специалисты знакомят читателей с суперновинками, которые появятся на Олимпиаде в Сочи.
Словом, увиденное вами на экране станет столь совершенным, что устные пояснения сведутся к минимуму. Замечу, кстати, что и сейчас многие мои знакомые смотрят спортивные трансляции, выключая звук. Правда, избавляясь от комментатора, лишают себя столь важной составляющей репортажа, как интершум.
Зарубежный журналист, о котором я упомянул, справедливо замечает, что никакие технические новшества не оправдают себя без досконально разбирающегося в том или ином виде спорта режиссера. Он предполагает, что так же, как и сейчас, существует в какой-то степени специализация комментаторов. И режиссеры обязаны будут осваивать лишь один-два вида спорта, в которых станут разбираться много лучше, чем нынешние комментаторы. Конечно, у вас, в первый раз услышавших подобные рассуждения, создается впечатление, что речь я веду о чем- то нереальном. Для России, следует объективно признать, классный спортивный телережиссер – явление уникальное.
К тому же мой жизненный опыт дает основания утверждать, что ушло целое поколение болельщиков, для которых понимание едва ли не всех видов спорта без дополнительной подсказки сложности не представляло. Да и сейчас трудно себе представить сидящего на стадионе знатока, которому кто-то нашептывает на ухо, рассказывая, что за события разворачиваются перед ним. Или того же знатока, постоянно крутящего головой, наблюдая, что выделывает на тренерской скамейке Валерий Газзаев, какие лозунги вывесили так называемые «фаны» и как одновременно прыгают они, проверяя прочность трибун.
Так что воспитанием приобщающихся к спортивному зрелищу молодых людей надо серьезно заниматься, с помощью лучших специалистов учить их всем тонкостям состязаний. Каким-то образом отсекать тех, кого никак нельзя считать истинным любителем спорта.
Не раз в программе «Прессинг» я призывал телезрителей больше доверять собственным глазам. Научиться без нелепых оценок, без назойливых подсказок, без псевдопатриотизма самостоятельно разбираться в тонкостях всего увиденного на экране. Ведь, в принципе, при тех технических возможностях, о которых говорят специалисты, кадр, предлагаемый оператором и режиссером, должен точно соответствовать тому, что видит в этот момент глаз профессионального болельщика, находящегося на стадионе.
Стремясь использовать будущие возможности телеэкрана, надо научиться готовиться к просмотру. Наблюдая, к примеру, за гонкой лыжников или биатлонистов, делать на листке бумаги необходимые пометки, полезные даже при изобилии экранной статистики. Или держать под рукой сетку теннисного турнира, чтобы узнать без чьей-либо подсказки, кто будущий соперник победителя, как сложится турнирная судьба игрока, которому вы симпатизируете.
А профессию «комментатор» при непременных в будущем переменах сменит профессия «аналитик». Это совсем не одно и то же. В футбольных странах «сбор аналитиков» в послетуровой передаче – увлекательнейшее зрелище. Что-то неожиданное вам объяснят, что-то с вашим мнением совпадет, что-то нет. И непременно вашу квалификацию болельщика повысит. Такие профессионалы в России уже есть. Назову Юрия Севидова, Евгения Ловчева, Владимира Маслаченко, моих коллег Валерия и Олега Винокуровых, которых, к сожалению, редко приглашают на футбольные каналы. А пока на этих каналах высшее достижение - графическое вычерчивание состоявшейся или сорванной атаки и достаточно примитивные пояснения. По-моему, это лишь первая, совсем невысокая ступенька к той специальности, которую я называю «футбольной аналитикой».
Так что при всей кажущейся фантастичности моих рассуждений, уверен, в недалеком будущем именно режиссер сделается главной фигурой спортивной трансляции. И к этому стоит готовиться и самим режиссерам, и начинающим вникать в тонкости спорта болельщикам, и молодым журналистам, которым надо задуматься, как будет развиваться их профессия.