Лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский комментирует основные пункты социально-экономического плана, изложенного новым премьер-министром России Владимиром Путиным.
- То, что в пятницу представил депутатам Государственной Думы Владимир Путин, можно назвать экономической и социальной программой нового правительства России?
- Я, скорее, думаю, что это предвыборное выступление, оформленное в виде пиара. Кстати говоря, сделанное очень наскоро. Он пообещал всем всё, что только можно было пообещать. Всё, что успел, всем и пообещал.
- Но ведь все знали, что Путин станет главой кабинета министров. Откуда такая поспешность в подготовке этой речи?
- Не знаю. Думаю, выступление готовили крайне несерьезно. Кроме того, по существу, он ушел от основных проблем. В фактическом смысле ничего не объяснил про инфляцию. Более того, всё, что он наговорил про инфляцию (увеличение государственных расходов и потребительского спроса), это как раз действия, направленные не на сдерживание инфляции, а на ее увеличение.
- У вас как у экономиста не возникло ощущения, что новый премьер-министр не очень хорошо разбирается в тонкостях экономики, и именно от этого он и плавает, когда говорит о каких-то тактических вещах?
- Дело в том, что в этой речи не было, по существу, экономики. Там были всякие цифры и отрывочные предложения относительно того, что нужно сделать. Некоторые полезные, некоторые сомнительные... Но стратегические проблемы экономики, ее механизмы там не были затронуты, как, например, не были затронуты самые корневые вопросы - собственности, экономических институтов, государственного управления (а оно в экономике - очень низкого качества). О чем премьер должен был бы говорить? О государственном управлении, а речь об этом вообще не шла. Ни о суде, ни о законе, ни об информации, ни о том, как работает бюрократия, ни о том, что она увеличилась в полтора раза…
- Одно из самых громких, а может быть, и самое громкое заявление - о том, что Россия способна по своему экономическому потенциалу в течение года перегнать Великобританию.
- Я не берусь судить о каких-то там цифрах и плохо представляю себе, что на самом деле имел в виду премьер-министр. 7%-ный рост экспорта при 30%-ном росте импорта - это очень плохие и очень опасные показатели. Плюс к этому отток капитала в последнее время, да в сочетании с долгом российских компаний… это, кстати, говорит о приближающихся событиях обратного свойства, которые будут носить в лучшем случае характер экономической коррекции, а возможно, даже и рецессии.
- Путин способен сформировать эффективное правительство?
- Думаю, все останется по-прежнему, вряд ли будут какие-либо существенные изменения. При этом, к сожалению, ничего не было сказано о том, что 90% задач, которые ставились за последние годы, остались невыполненными. То, что касается диверсификации, структуры, промышленной политики… это все осталось невыполненным. Совсем речь не шла о том, что нужно делать в госсекторе, о коррупции, о кадрах. Мне представляется, что в условиях таких слабых общественных институтов, отсутствия уважения к собственности, к закону, полной неуверенности, которая существует у предпринимательского класса в России, вряд ли можно ожидать существенных изменений. Можно лишь говорить о том, что в России сформирована очень слабая экономическая система - этакий слаборазвитый капитализм.
- Тем не менее, вы обратили внимание и на какие-то положительные моменты в том, что сказал Путин. Что, на ваш взгляд, соответствует здравому смыслу и потребностям страны?
- Желание Путина снижать налоги, освобождать от налогов целый ряд инвестиций, расходы на образование, ряд других предложений, связанных с НИОКРом, модернизационным развитием научных центров в той части, в которой он предлагает их освободить - это, в общем-то, разумные вещи. Только нужно соизмерять их с реальными возможностями. Мне трудно сказать, что можно с этим сделать в условиях, когда инфляция все больше и больше становится угрозой. Это сочетание перегрева экономики с глобальным экономическим спадом не получило никакого ответа в выступлении премьер-министра. Поэтому я делаю вывод, что это не экономическое , а просто рекламное выступление о том, что нужно делать. Как будто бы у него впереди выборы - вот такое примерно выступление.
- Взялись бы вы делом поддержать премьер-министра в том, что касается выполнения задач, которые вам представляются важными? Видите ли себя в составе нового правительства?
- Я не рассматриваю это предметно, потому что главным для меня вопросом является содержание политики. А эта политика не говорит о безусловном соблюдении закона, о том, что нужен независимый суд, о том, что роль силовых структур в экономике крайне преувеличена, о том, что собственность не является неприкосновенной... В такой инфраструктуре проблем я не вижу положительного развития.