Программу ведет Андрей Шарый.
Андрей Шарый: В американском штате Пенсильвания сегодня проходят первичные выборы кандидатов в президенты США от демократической партии. По мнению обозревателей, это голосование может стать решающим в борьбе, которую ведут сенаторы Барак Обама и Хиллари Клинтон. Пока с небольшим отрывом лидирует Обама.
Сейчас по телефону из Вашингтона известный московский внешнеполитический эксперт, приглашенный профессор Гудзоновского института США Андрей Пионтковский.
Андрей Пионтковский: Пенсильвания, конечно, по всем своим социодемографическим показателям штат Клинтон. Это депрессивный регион, голубые воротнички, большой уровень безработицы, пожилые пенсионеры, одинокие женщины. Но даже здесь, по прогнозам, Клинтон должна победить в районе 5-6 процентов, что, конечно, будет недостаточно для того, чтобы серьезно сократить разрыв в делегатах на съезде. Обама просто перебивает ее 4 к 1 деньгами, беспрерывные телевизионные рекламные ролики. Обама герой богатых, образованных, преуспевающих жителей побережья, которые очень щедро финансируют кампанию.
Андрей Шарый: Означает ли это, по вашему мнению, что уже исход этой кампании внутри демократической партии предрешен и Пенсильвания будет всего лишь последним, утешительным успехом для Хиллари Клинтон?
Андрей Пионтковский: Если не произойдет чудо, а оно один раз происходило в Хэмпшире, если она выиграет, скажем, не 5, а 10 процентов, то это как бы ей даст психологический толчок для продолжения кампании. Есть такой знаменитый эффект Бредли, был такой чернокожий кандидат в мэры Лос-Анджелеса в 80-е, который всегда на выборах получал на 5 процентов меньше, чем предсказывали опросы общественного мнения. Такая вот своеобразная политическая корректность запрещала людям говорить в опросах то, что они на самом деле думают. Скорее всего, уже завтра утром очень сильная кампания развернется в демократическом истеблишменте для того, чтобы убедить Хиллари уйти гонки, потому что продолжение ее работает на Маккейна.
Андрей Шарый: Клинтон способна будет пожертвовать личными политическими интересами, исходя из интересов демократической партии, как вы считаете?
Андрей Пионтковский: Во-первых, боюсь, что нет. Во-вторых, есть такая теория (я склонен с ней согласиться), что Клинтон уже осознала, что ни при каком раскладе она не выиграет номинацию, и она по существу работает сейчас на поражение Обамы на выборах в ноябре, что оставит для нее призрачные шансы баллотироваться в 2012 году.
Андрей Шарый: Значит, вы считаете, что ни о каком союзе возможном щедрого Барака Обамы, который предложит ей великодушно, скажем, пост вице-президента в будущей своей администрации после победы во внутрипартийной борьбе, это невозможно?
Андрей Пионтковский: В политике не бывает ничего невозможного, но это будет выглядеть очень странно и очень лицемерно после всех тех эпитетов в адрес друг друга, которыми они в последнее время обменивались.
Андрей Шарый: За счет чего побеждает Обама? Как вы считаете, что главное, сильная сторона, главный козырь в его предвыборной кампании?
Андрей Пионтковский: Мы видим сейчас еще более резко, чем на предыдущих выборах, две Америки - побережье и Америка серединная, Америка, что называется обычно средним западом. 10-15 лет университеты, в которых, могу вам сказать совершенно точно, полностью доминирует левая профессура, выпускали людей, которые потом занимали посты в Госдепартаменте, в банковских корпорациях. Эти люди разделяют такой, я бы сказал, комплекс вины Америки перед угнетенным человечеством, очень напоминающий комплекс русской интеллигенции начала прошлого века, вины барина перед мужиком. И вот в программе крайнего либерала Обамы они видят реализацию своих идеалов и сама личность чернокожего кандидата, избрание которого позволило бы подвести черту под эпохой рабства, расовой дискриминации, чрезвычайно привлекает.
Андрей Шарый: То есть заслуги, собственно, Обамы тут большой вы не видите.
Андрей Пионтковский: Он талантливый человек, он способный оратор, хотя, откровенно говоря, довольно однообразный. На меня он произвел очень яркое впечатление, когда он впервые появился, а сейчас структурированность, заделанность его стандартных ходов уже немножко раздражает.
Андрей Шарый: Я рискну заглянуть в будущее сразу на полгода, скажем. Барак Обама был бы сильным президентом для нынешних Соединенных Штатов, как вы считаете?
Андрей Пионтковский: Барак Обама был бы очень слабым президентом. Я сейчас тут пойду вразрез с российским общественным мнением, которое мечтает о победе Обамы или Клинтон и поражении Маккейна. Первое, что бы он сделал, он вывел войска из Ирака. По существу это означало бы уход Америки с Ближнего Востока, через несколько месяцев - из Афганистана. Это было бы чрезвычайно опасно для России. Это легко ругать 24 часа в сутки американского дядюшку Сэма, в то же время как бы скрываясь за его спиной Центральной Азией. А вот когда мы останемся один на один с радикальным исламом и поднимающимся Китаем, тогда, может быть, еще вспомним и о президенте Буше.