Несмотря на протесты общественности 16 апреля петербургские депутаты приняли во втором чтении законопроект о новых поправках в Генплан. По мнению противников поправок, в новом Генплане интересы жителей города принесены в жертву финансовой выгоде чиновников.
Утром 16 апреля у входа в Мариинский дворец собрались около 50 человек, протестующих против изменений в Генплане. Эта акция была властями запрещена. В пикете участвовали и депутаты от КПРФ – единственной фракции парламента, выступающей против принятия законопроекта. Они требуют прекращения уплотнительной застройки и сохранения санитарных зон вокруг предприятий.
Но доводы депутатов от КПРФ не были услышаны, законопроект был принят во втором чтении. Причины такого решения объяснил депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции КПРФ Юрий Карпенко: «Денежные интересы, которые лоббирует правительство города, превалируют над интересами простых горожан. Фактически земля идет на продажу. Это дорого и уродует внешний вид города, думать об этом все почему-то не хотят, руководствуясь ежесекундной прибылью. Единственная возможность остановить этот Генплан была на стадии обсуждения. Теперь пути назад не будет».
Но кое-что все же удалось отстоять, говорит член бюро партии «Яблоко» Борис Вишневский: «Была по предложению депутатов внесена такая поправка, что все зеленые насаждения, которые имели статус охраняемых, которые планировалось перевести из зоны Р-2 в зону Р-5, не защищенную от застройки, теперь вернут обратно. И все эти скверы, бульвары, сады и парки, которые лишились охраняемого статуса, теперь вновь его обретут». Еще одной важной поправки добились депутаты Алексей Ковалев и Юрий Карпенко – о приоритетности объектов культурного наследия.
На этом победы противников нового Генплана заканчиваются. Депутат Карпенко считает одной из самых опасных поправок сохранение уплотнительной застройки: «Санитарно-защитных зон не будет – это однозначная позиция городских властей. То есть теперь предприятия, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, лишаются защитной зоны. Теперь рядом с ними можно строить жилые дома, общественно-деловые центры, магазины. Каждый кусочек земли идет на продажу под коммерческие цели. И это все называется инвестициями».
Теперь санитарные зоны будут одинаковыми для всех производств, включая вредные. А доказать в суде, что здоровье губит конкретное предприятие, по мнению юристов, будет крайне сложно. Благодаря еще одной поправке в Генплан Западный скоростной диаметр пройдет не в 200-500, а в 75 метрах от домов.
Почему депутаты «Единой России» голосовали за поправки, которые вызывают столько споров? Единоросс Игорь Риммер утверждает, что каждый пункт Генплана и его применение к конкретным объектам еще будут обсуждаться: «Некоторые вещи вызывают сомнения, это не значит, что это уже раз и навсегда. Я сегодня разговаривал с главным архитектором [Александром] Вахмистровым: там, где что-то будет явно вызывать возражения, мы готовы спорить. Но я не хочу, чтобы это было предметом спора сейчас. Зачем тогда было принимать поправки, вызывающие столько сомнений, Игорь Риммер так и не ответил.
Бывший депутат Законодательного собрания Наталия Евдокимова восхищается скоростью, с которой принимались поправки в Генплан: «За три дня был внесен документ на 2700 листах. Он был рассмотрен даже без предварительного прочтения. В мою бытность депутатом Собрание так не унижали. Что такое город? Это набор зданий, сооружений, мостов или это все-таки люди? Концептуально это очень важно. Если мы будем говорить, что это люди, их право на культурные ценности, на нормальную экологическую обстановку – это один вариант. Если мы говорим, что это здания, сооружения и мосты – другой. Похоже, выбран второй вариант».