Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Бухаресте Ирина Лагунина.
Андрей Шарый: В Бухаресте сегодня прошли переговоры президента России Владимир Путин и лидеров стран НАТО. На заседании Совета Россия-НАТО обсуждались перспективы сотрудничества, вопросы размещения в Европе элементов американской системы противоракетной обороны, ситуация в Афганистане и другие темы. Владимир Путин публично выразил удовлетворение ходом дискуссии, но отметил, что между Россией и НАТО сохраняются разногласия. Итоги пребывания Владимира Путина в Бухаресте, итоги саммита НАТО подводит специальный корреспондент Радио Свобода в румынской столице Ирина Лагунина.
Ирина Лагунина: Закончился саммит НАТО и завершила работу встреча на высшем уровне в рамках Совета НАТО-Россия. Грузия и Украина не получили Плана действий для вступления в союз, но заручились письменным обязательством, что в НАТО их примут. Узбекистан предложил через союз свою помощь Афганистану. Лидеры Албании и Хорватии впервые сели за круглый стол вместе с остальными 26 государствами-членами договора. А делегация Македонии демонстративно покинула эту аудиторию - Греция не пустила ее в союз под ее нынешним именем. Мир, которому три дня показывали дворец, где проходили встречи, увидел, какого размаха может достигать архитектурная гигантомания диктаторских режимов. И Владимир Путин в своем последнем выступлении с трибуны международного форма постарался оставить о себе ощущение партнера.
Владимир Путин: Давайте-ка, ребята, жить дружно и по-честному вести диалог.
Ирина Лагунина: Выступления Владимира Путина не ожидали. Был заявлен министр иностранных дел Сергей Лавров. А когда по залу пресс-конференции разнесся слух, что будет российский президент, начали вспоминать недавнее интервью Яапа де Хоопа Схеффера газете «Файненшл таймс», где он сказал, что надеется, что Владимир Путин не будет использовать трибуну встречи для очередного наступления на Запад, что фраз типа «я направлю ракеты на то, другое или третье государство» не будет на этот раз.
Владимир Путин: Какой-то такой религиозный ужас в ожидании моих речей. Я не знаю, откуда он возник. В Мюнхене я выступал на международной конференции, она предполагает определенный стиль.
Ирина Лагунина: Полемика осталась и сейчас. Из тем, где есть конструктивный диалог, лишь одна имеет на самом деле серьезное международное значение - это совместные усилия по предотвращению терроризма и обмен информацией в этой области. Все остальные области сотрудничества носят прикладной характер, как, например, совместный антинаркотический проект России и НАТО. Разных «но» в этих отношениях больше, и они носят стратегический характер. По Владимиру Путину, Россию не устраивает процесс расширения НАТО, военная инфраструктура на территории новых членов союза, подход к Договору об обычных вооруженных силах в Европе, Косово, система противоракетной обороны и возможность появления НАТО на российских границах, что российский президент назвал прямой угрозой безопасности России. Путин даже заявил, что Россия не только восстановила, но и развивает свой ядерный потенциал.
Владимир Путин: Ну, НАТО ведь создавалось когда? Когда было противостояние двух блоков, когда была империя зла в виде Советского Союза. Это еще тоже надо подумать, так ли это и все ли там были одинаково правы. Сейчас оставим эту часть дискуссии.
Ирина Лагунина: Вообще складывается впечатление, что ради последней встречи оставили в стороне не только эту часть дискуссии. Например, на саммите НАТО формально решило включить в свою систему американскую стратегическую систему ПРО, но в рамках совета НАТО-Россия говорили лишь о системе ПРО на театре военных действий. О чем сказал генеральный секретарь союза, отвечая на вопрос вашего корреспондента...
Яап де Хоот Схеффер: Когда я говорю о сотрудничестве НАТО и России, я говорю о театральной системе ПРО. В этой области у нас есть сотрудничество. Вы видели текст по поводу стратегической ПРО в целом в коммюнике. Но могу сказать вам, что в деталях этот вопрос в рамках совета не обсуждался. Президенты Путин и Буш встретятся в Сочи, и можно ожидать, что одной из главных тем будет противоракетная оборона.
Ирина Лагунина: В целом встреча, действительно, носила исключительно миролюбивый характер, по сравнению с предыдущими подобными мероприятиями. Может быть, потому что у самого российского президента сейчас другое настроение.
Владимир Путин: Как у нас в таких случаях говорят: почему здесь не радоваться? Это же дембель, понимаете? Называется это - дембель, окончание срока службы.