Ссылки для упрощенного доступа

Абстракционист Руппрехт Гайгер в мюнхенском Ленбаххаусе.





Андрей Шароградский: В Мюнхене, в музее Ленбаххаус, проходит выставка произведений известного немецкого художника-абстракциониста Руппрехта Гайгера. Это крупнейшая экспозиция его творчества, приуроченная к 100-летию художника. Её название - «Руппрехт Гайгер – Ретроспектива». Сам виновник торжества в полном здравии участвовал в вернисаже. Несмотря на преклонный возраст, он обладает прекрасной памятью, интересуется политикой, любит пообщаться с друзьями и проводит много часов в своей мюнхенской мастерской. Он по-прежнему полон энергии и творческих идей и готовит к июлю нынешнего года выставку нового цикла своих произведений. Рассказывает Александр Маннхайм.



Александр Маннхайм: Здесь собраны произведения, охватывающие 70-летний период творчества Руппрехта Гайгера. Кроме картин, известных по другим выставкам, впервые выставлены также его коллажи, которыми он начал заниматься последние двадцать лет.


В произведениях Гайгера преобладают красные и розовые цвета различных оттенков. Он сам как-то вспоминал, что эти тона были навеяны ему однажды очаровательным, незабываемым багровым закатом и облаками под Вязьмой в 1942-м году, когда он был там, будучи солдатом вермахта. Простор и размах многих его полотен, как считает художник, это тоже своеобразная дань российской и украинской природе, сильно впечатливших его в годы Второй мировой войны.


Кроме упомянутого вечера под Вязьмой, в выборе его любимого цвета сыграл роль также следующий эпизод, о котором он любит рассказывать.





Руппрехт Гайгер: В первые послевоенные годы из США пришел как-то пакет с гуманитарной помощью. Наряду с продуктами питания, там был также тюбик губной помады для моей жены. Мне светло-розовый цвет так понравился, что я сразу же размазал этот тюбик по полотну. С тех пор яркий розовый стал моим специальным цветом.



Александр Маннхайм: В фойе Ленбаххаус сразу же бросается в глаза большая, на две стены под углом, инсталляция, которая называется «Новое красное для Горбачева», датированная 1989-м годом.


Вот как интерпретирует это произведение научный сотрудник музея Ленбаххауз, Феликс Принц.



Феликс Принц: Этим произведением Руппрехт Гайгер ясно дает понять, что его искусство политично и, одновременно, вместе с цветом, должно повлиять на умы людей. По словам Гайгера, красный цвет символизирует – красоту, жизнь, энергию, мощь, потенцию, любовь, силу. Уже само название инсталляции говорит о том, что именно новый красный цвет должен привести к переменам в жизни людей, к политическим изменениям в СССР.



Александр Маннхайм: Некоторые искусствоведы называют Руппрехта Гайгера волшебником красного цвета. Мне понравилось одно его высказывание, которое я, к сожалению, не смог записать на магнитофон, поэтому я его просто процитирую: « Я ловлю кайф от красного цвета», - сказал Гайгер. Для художника, только что отпраздновавшего свое столетие, говоря современным языком, это прикольно.



А теперь давайте послушаем, какие впечатления от этой экспозиция вынесла посетительница Эдит Шмидт-Рихтберг



Шмидт-Рихтберг: Мне понадобилось определенное время,чтобы привыкнуть к огромным цветным полотнам, заполненным лишь одной краской. Сначала трудно было определить тему этих картин, позже я поняла, что это не так существенно. Беспредметные картины действовали на меня как-то отчужденно, но со временем они стали оживать и наполняться светом. Уходя с выставки, я почувствовала как бы внутреннее свечение, какое-то психическое воодушевление. Мне кажется, что произведения Гайгера наполнены таким мощным положительным зарядом, который, безусловно, передается зрителю и оставляет у него радостное ощущение.



Александр Маннхайм: Кстати, руководство одной из психиатрических клиник Мюнхена несколько лет назад обратилось к художнику с просьбой оформить интерьер всего больничного комплекса. Врачи-психиатры уже давно заметили, что яркие, легкие цвета положительно действуют также и на людей с психическим расстройством.


Моя следующая собеседница, которую я попросил высказаться по поводу выставки «Руппрехт Гайгер – Ретроспектива», представилась как Ельке Майер.



Ельке Майер: Очень интенсивное соприкосновение, я бы сказала, с резким, пронзительным цветом. Первое впечатление, что эти яркие цвета совершенно не подходят, не гармонируют. Но потом вдруг все становится на свои места, и начинаешь испытывать спокойствие и прилив сил. Я уже второй раз посещаю эту выставку, Причем, по-моему, созерцать картины Гайгера лучше всего уединенно, чтобы никто не мешал, чтобы можно было хорошенько сосредоточиться.





Александр Маннхайм: Взять интервью у самого художника мне, к сожалению, не удалось. Несмотря на внушительный возраст, он все время занят, однако попросил передать, что он внимательно следит за политическим развитием в России. За неимением времени, Руппрехт Гайгер поручил побеседовать со мной своей внучке, Юлии Гайгер, которая фактически является его спикером и менэджером. По образованию она тоже архитектор и одновременно искусствовед. Эти две профессии стали уже традицией для нескольких поколений Гайгеров. Юлия - урожденная француженка, но довольно прилично говорит на родном языке своего деда Руппрехта.


На мой вопрос как получилось, что человек прошедший войну не ожесточился, а наоборот, оказался в состоянии наполнить свои картины оптимизмом и светом, Юлия Гайгер ответила:



Юлия Гайгер: В своих военных дневниках он, конечно, описывает все ужасы, которые ему пришлось видеть - горящие города и села, военнопленных, страдания людей, горы трупов.


Одновременно в этих дневниках Руппрехт с симпатией и уважением высказывается о русском и украинском народе. У него много рисунков, акварелей, портретов крестьян, простых людей, с которыми он встречался в 1941-42-м годах.


Обратите внимание на то, что на его картинах тех времен, очень редко видны танки, военная техника.


И, в принципе, глядя на его рисунки тех лет, невозможно понять, что речь идет о военном, страшном времени. Он полностью поглощен оттенками небосвода, цветов тех мест и эти впечатления живут в нем фактически до сих пор. Ведь для Руппрехта краски и искусство в те годы стали своего рода терапией, отдушиной, живопись духовно спасла его.





Александр Маннхайм: В заключение давайте послушаем еще одно высказывание самого Руппрехта Гайгера, в тот день, когда ему исполнилось ровно 100 лет.



Руппрехт Гайгер: К таким высотам мне удалось подойти именно благодаря краскам. Я молюсь каждый день ко Всевышнему, чтобы он по возможности продлил мне еще немного жизнь, чтобы я смог осуществить еще пару своих идей, и дальше работать с красками.



Александр Маннхайм: Ну, что ж, мы от всей души присоединяемся к мольбам 100-летнего юбиляра и желаем ему дальнейших творческих успехов.





Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG