С пятницы в столице Армении Ереване прекращает действовать чрезвычайное положение. Оно было введено пре зидентом Робертом Кочаряном 1 марта после митингов оппозиции, переросших в массовые беспорядки. Сторонники оппозиционного лидера Левона Тер-Петросяна, проигравшего недавние президентские выборы, настаивали на отмене результатов голосования и пересчете голосов. На время чрезвычайного положения в Армении была приостановлена работа нескольких средств массовой информации и полностью запрещены любые митинги и акции протеста. Можно ли теперь, с отменой режима чрезвычайного положения, ожидать новых уличных выступлений оппозиции?
В течение двадцати дней в Армении не выходили семь общественно-политических газет и были заблокированы несколько десятков интернет-сайтов. Запрет коснулся только изданий и сайтов, имеющих отношение к оппозиционным партиям и движениям, отмечают наблюдатели.
Практически одновременно с истечением срока режима чрезвычайного положения в Ереване вступают в действие принятые на недавнем экстренном заседании парламента поправки к закону «О проведении митингов, шествий и демонстраций». Они предусматривают запрет на проведение массовых мероприятий в Армении до закрытия уголовного дела о беспорядках в Ереване в ночь с 1 на 2 марта.
Согласно изменениям, власти имеют право запрещать митинги, если имеются достоверные данные о том, что эти митинги направлены на насильственное свержение конституционного строя, нарушение общественного порядка и так далее. В законе уточняется: сведения могут считаться достоверными, если есть соответствующее заключение полиции или спецслужб.
После того, что произошло в Ереване 1 марта, вряд ли кто-нибудь сомневается, что если бывший президент Левон Тер-Петросян подаст заявку на проведение митинга, заключение непременно будет отрицательным. Кстати, сам Левон Тер-Петросян на днях сказал, что его сторонники уже подали заявку на проведение митинга 21 марта, но она была отклонена мэрией. Бывший президент добавил: «Будем подавать заявки каждый день, пока не получим разрешение».
Массовые акции протеста продолжаться в Ереване, несмотря ни на что, убеждён политолог Степан Григорян: «Власти пытаются сделать так, чтобы не было митинга, но невозможно приостановить этот процесс. Почему? Потому что степень недовольства людей своей жизнью, политическими процессами и нарушениями на выборах настолько велика, что, естественно, митинги продолжатся. Не думаю, что власти решатся продлить чрезвычайное положение, не уверен в этом, и такие превентивные меры - типа изменить в законе какой-то пункт - мне кажется, их не спасут. Это первое. Второе, на что я хочу особо обратить внимание, что вот эти изменения, которые сделаны в законе о митингах, шествиях, они как раз противоречат тем обязательствам, которые Армения взяла перед международным сообществом в частности, когда становилась членом Совета Европы. Поэтому здесь как бы палка о двух концах. Здесь они пытаются себя обезопасить. С другой стороны, входят в противоречие и с конституцией Армении, и с международными нормами».
Агентство «Интерфакс» распространило заявление пресс-секретаря лидера оппозиции Левона Тер-Петросяна Армана Мусиняна о том, что в день истечения срока чрезвычайного положения Тер-Петросян не планирует инициировать новый митинг.
Президент Армении Роберт Кочарян на вчерашней встрече с журналистами подчеркнул, что введение чрезвычайного положения позволило избежать серьезных потрясений. По его словам, «ситуация в стране успокоилась, и позволила посредством конкретных действий стабилизировать положение».
По сообщению генеральной прокуратуры Армении, к следствию в рамках уголовного дела о беспорядках 1-2 марта привлечены 106 человек. По данным Радио Свобода, всего задержанию подверглись около 800 человек, арестовано более 100 граждан, которым предъявлены обвинения в узурпации власти, нарушении общественного порядка и так далее. Некоторые политические деятели в бегах, среди них один депутат.
Власти Армении не идут на компромисс с оппозицией, утверждает ереванский политолог Степан Григорян: «С сожалением должен сказать, и на это у меня уже есть как бы этические доказательства, ни на какие компромиссы не идет именно власть. Конечно, оппозиция тоже недовольна политикой, проводимой, недовольна несправедливостью, насилием, которые сегодня буквально всевластвуют по всей территории Армении. Против оппозиции применяется насилие - их не только арестовывают, международные организации уже зафиксировали пытки в армянских тюрьмах. То есть людей, мало того что арестовывают незаконно, еще и избивают там. Вот такая общая атмосфера. С чем это связано? Выборы были грубо сфальсифицированы. Народ недоволен не только результатами выборов или фальсификацией, но и той политикой, которую проводят [власти]. Поэтому я понимаю эту власть: что она будет народу говорить? Если у нас поборы, налоговое администрирование, всевластие силовых структур… Можно было дать на телевидении возможность Левону Тер-Петросяну выступить - тогда нет необходимости идти на площадь, на улицу, если есть возможность услышать своего лидера по телевидению. Но у нас вся пресса закрыта. Так, для сравнения, очень корректно выражусь: ситуация очень близка к ситуации в Узбекистане или Туркменистане. Ситуация достаточно сложная».
Ближайшие недели и месяцы станут испытанием для страны, заявил журналистам министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, из-за беспорядков пострадал международный имидж государства. Вардан Осканян отметил, что оппозиция потеряла авторитет, а вся Армения оскорблена.