На встрече с прессой в среду президент Армении Роберт Кочарян заявил, что режим чрезвычайного положения, введенный в Ереване с 1 марта, отменяться не будет. По словам президента, «все» зачинщики беспорядков предстанут перед законом. По его словам, умеренная часть оппозиции получит возможность реализовать свои идеи в органах исполнительной власти. Отказом на предложения о сотрудничестве ответила только группа Левона Тер-Петросяна, отметил он.
Парламент Армении дал согласие на арест четырех депутатов, которые могут быть связаны с организаторами погромов. Двое их них уже находятся в СИЗО, остальные разыскиваются. Согласно данным, предоставленным корреспонденту РС прокуратурой республики, задержано 27 подозреваемых в причастности к недавним событиям. Еще 26 гражданам предъявлены обвинения в организации массовых беспорядков, присвоение государственной власти, насилии в отношении представителей власти и организации незаконных митингов и шествий.
Президентские выборы состоялись 19 февраля. Их победителем был объявлен Серж Саркисян, занимающий сейчас пост премьера. Участвовавший в выборах первый президент страны Левон Тер-Петросян посчитал, что у него украли победу. Он призвал своих сторонников начать бессрочную акцию протеста. Власти терпели ее недолго. 1 марта разбитый оппозицией лагерь был свернут силой, силы правопорядка столкнулись с сопротивлением. Позже по телевидению было показано оружие и бутылки с зажигательной смесью, которые якобы были обнаружены в палатках оппозиции – по заявлению официального Еревана, радикальная часть движения сопротивления была готова пойти на переворот в случае неудовлетворения своих требований.
Статус инициатора акций протеста, участвовавшего в президентских выборах Левона Тер-Петросяна не совсем понятен. Ранее власти опровергли его собственные высказывания о домашнем аресте. В среду президент Кочарян подтвердил это: «в отношении Тер-Петросяна никогда не применялся домашний арест, поскольку, к сожалению, в Армении нет такого правового режима… Тер-Петросян свободен в передвижениях. Проблема лишь в том, что мы не можем гарантировать его безопасность на массовых несанкционированных мероприятиях». По сути, президент уклонился от ответа на вопрос о судьбе своего предшественника и конкурента, заверив СМИ, что «наказание понесут все, и в первую очередь организаторы [беспорядков], а также лица, применившие оружие и взрывчатку». Кочарян разбил протестную массу на несколько классов по степени радикализма. Не исключено, что власти попытаются избежать уголовного преследования Тер-Петросяна – осуждение этого человека, ставшего символом армянской независимости и являющегося в глазах мировой общественности лидером оппозиционного лагеря, нанесло бы ущерб имиджу страны.
Конституционный суд тем временем продолжает производство по искам Тер-Петросяна и лидера Народной партии Тиграна Карапетяна, который также участвовал в прошедших выборах. Они оспаривают официально объявленные итоги голосования. В среду на заседании КС выступил сам бывший президент, который после событий прошлой недели не покидал своего особняка. Среди прочего он заявил, что режим ЧП введен незаконно и должно быть немедленно отменен. Он объяснил это так: «Закон не позволяет вводить чрезвычайное положение во время выборов. А выборы – это не день голосования, это процесс: выдвижение кандидатов, их регистрация, предвыборная кампания, голосование, подведение итогов и, наконец, обжалование этих итогов. А обжалование в Конституционном суде продолжается. Значит, выборы не закончены, и тот, кто ввел чрезвычайное положение (а это сделал действующий президент), просто нарушили закон».
Председатель Народной партии Армении Степан Демирчян отметил, что в условиях ЧП беспристрастность КС подвергается сомнению. «Надо прекратить преследования, отменить чрезвычайное положение, рассмотреть вопрос в Конституционном суде, и можно после этого приступить к диалогу с властями. Именно эти требования и ставит Совет Европы. После этого можно говорить о каком-либо диалоге. Надо открыть медиа, потому что в условиях чрезвычайного положения идет абсолютно одностороннее освещение».
Власти с этими аргументами не согласны. Объявленное на 20 дней чрезвычайное положение продолжает действовать. Ереванская площадь Свободы по-прежнему оцеплена автоматчиками. А Радио Свобода лишено эфира.