Александр Генис: Боб Дилан, которого его русские поклонники сравнивают сразу с Высоцким и Окуджавой, написал в мемуарах, что слава – сама по себе работа, которая может занять и отравить целую жизнь. «Когда меня называли, - пишет бард, - иконой, легендой и Буддой в штанах, я терпел. Труднее было примириться с титулом пророка, мессии и спасителя».
Дилан справился с кощунством идолопоклонников. Не поверив им, он, к счастью, сохранил трезвость, здравый смысл, чувство юмора и верность своему вкусу. Но кумиром он все равно остался. Однако, этот статус живого классика говорит о Дилане меньше, чем о его поклонниках, которые по-прежнему живут плодами состарившейся молодежной революции. Звезды 60-х не рассчитывали на то, что останутся кумирами в 21-м веке. Их культура была контркультурой, их искусство отвечало вызову времени, их песни звучали гимном протеста. Так все и осталось сегодня. «Дети» стали «отцами», не вырастив смены. Вряд ли у Бритни Спирс будут искать ответы на те вопросы, которые задавал Америке Боб Дилан. Именно поэтому столько седовласых любителей его музыки собрались на гитарный фестиваль в Зимнем саду Нью-Йорка, репортаж с которого ведет корреспондент «Американского часа» Рая Вайль.
Рая Вайль: Зимой в Нью-Йорке проходит традиционный гитарный фестиваль, и около двух сотен самых знаменитых гитаристов мира собираются здесь, чтобы отметить его серией личных концертов и, единственных в своем роде, совместных выступлений. Они играют в Карнеги-Холл, в концертном зале Меркина, на 92-й улице, в популярном музыкальном клубе «Джоис Паб». Цены за билеты зависят от того, где играют и кто играет. Есть и бесплатные концерты, в которых участвуют как профессионалы, так и любители-гитаристы. Вот с такими любителями я и познакомилась в Зимнем саду Всемирного Финансового Центра, где состоялось открытие Нью-йоркского гитарного фестиваля-2008. Дэвид Пост приехал из Вашингтона. Он давно играет на гитаре, а с недавнего времени еще и поет. «Плохо поет», - смеется его шурин Джон Бертолл, аккомпанирующий ему на губной гармошке. На улице тепло, влажно и туманно, зима только на календаре. Двери в Зимнем саду открыты, и мы беседуем на набережной, с которой открывается дивный вид на Гудзон. Оба только что отыграли свой номер, и до следующего выхода на сцену вышли на перекур. Оказалось, что Дэвид - профессор юриспруденции, преподает в университете Темпл в Филадельфии. Игра на гитаре - его главное хобби.
Дэвид Пост: Каждый год они, то есть организаторы Нью-йоркского гитарного фестиваля, выбирают альбом. Хорошо известный, великий альбом. Из прошлого. И просят людей приехать, и подготовить свою интерпретацию так называемой кавер-сонг, то есть свою собственную версию главной песни альбома. В этом году они выбрали альбом Боба Дилана « Live At The Royal Albert Hall », пиратски записанный в 1966-м году, во время его тура по Великобритании с блюз-группой « The Band ». В эту пластинку, кстати, вошел и тот самый знаменитый концерт в Манчестере, во время которого кто-то из толпы крикнул Дилану «Иуда!», намекая на его отход от традиций фолк-музыки. А Дилан и «Band» ответили на это исступленным исполнением «Лайк Э Роллинг Стоун», песни, которая, можно сказать, перевернула мир. Впервые вместо фолк-музыки Дилан играл рок, а вместо акустической гитары во второй половине шоу зазвучали электрогитары. Для публики это был шок. Но, в конечном счете, гастроли эти стали знаменитыми. А запись концерта Дилана в Манчестере, как сказал музыкальный обозреватель журнала « Queen », один из лучших альбомов в истории рока...
Рая Вайль: Профессору Дэвиду Посту на вид около 60-ти. Он обожает Боба Дилана, знает все его старые песни, играет их, придумывает свои интерпретации, три из которых привез на Нью-йоркский гитарный фестиваль-2008. Есть такое мнение, говорит он, что песни Дилана лучше звучат в исполнении других певцов, у него самого, дескать голос был плохой.
Дэвид Пост: Я с этим не согласен. Боб Дилан на самом деле один из величайших певцов нашего времени. Он, может, не обладал благозвучным голосом, но когда пытаешься воспроизвести его песни, начинаешь понимать, что он с ними делал, как работал с каждым куплетом, с фразой, как расставлял акценты, как умел донести смысл. Никто и никогда не сможет петь так, как Дилан, потому что он - гениальный поэт, с традицией, восходящей к древним грекам и римляням, к трубадурам, которые ходили из города в город с каким-нибудь музыкальным инструментом, и пели свои стихи, чтобы их услышали. И это то, что делал Дилан, гениальный трубадур
нашего времени. Моя любимая история о Бобе Дилане?
Есть такая история. Не знаю, правда это или нет, но мне она нравится, она похожа на историю самого Дилана. Когда они с «Band» записывали песню «Как катящийся камень», пожалуй, самую известную из всех дилановских песен, которую многие считают лучшей рок-н-рольной песней всех времен и народов, в студию проник некто Аллан Купер. Ему было 19 лет, он хотел стать музыкантом, но еще не стал им, и он не должен был находиться в студии, он оказался там случайно. И вот, когда музыкант, игравший на духовых, после записи нескольких версий перешел к роялю, на его место сел этот самый Аллан Купер, который до этого никогда не играл на органе. Снова стали записывать, и когда дошли до нужного места, Дилан сказал: а теперь включите орган отдельно. Вот так и появился этот знаменитый звук фисгармонии, как катящийся камень, который стал автографом песни.
Рая Вайль: Современную музыку Дэвид и Джон, тоже, кстати, профессор, только гуманитарных наук, не любят. «У Дэвида есть любимая история о Бобе Дилане, - смеется Джон, - а у меня любимое его выражение: «Я больше не слушаю музыку тех, кто моложе 50-ти»». А в Зимнем саду, между тем, молодежи много, причем, и в зале, и на сцене. 27-летний Джон Миллер, служащий фирмы «Мерил Линч», обычно проводит здесь свой обеденный перерыв. А тут неожиданно повезло, попал на концерт.
Джон Миллер: Я люблю Боба Дилана, и голос его мне нравится, он подходит к его песням, к его стихам, в которых нет ничего веселого, радостного, сиюминутного. Дилан -философ, а что есть рок-н-ролл в действительности, как не философия?!
Рая Вайль: Состязание гитаристов подходило к концу, многие музыканты уже сложили свои инструменты, и на набережную, среди прочих, вышла веселая компания шестидесятников, человек 10, от 55-ти и старше. Все, конечно, поклонники Дилана, и приехали на открытие гитарного фестиваля, чтобы поддержать своего друга и коллегу Дэвида Поста, ну и, конечно, послушать новые версии старых песен своего кумира. Высокий мужчина в очках беспрестанно шутит, снимает всю группу на видеокамеру. Оказалось, что он режиссер, зовут Томасс Леннон.
Томасс Леннон: Если вы спрашиваете, за что мы любим Дилана, это значит, что вы не жили последние сорок лет в Америке. Потому что Боб Дилан у нас в ДНК.
Рая Вайль: Оказалось, что Томас Леннон не просто режиссер, а лауреат «Оскара». Кому же верить, как не ему? А в Зимнем саду уже все закончилось, но до самого вечера крутили пластинки Дилана. И странно звучала в полупустом зале чопорного Финансового центра его песня «Как катящийся камень».