Объявление ФСБ части Ингушетии зоной контртеррористической операции стало неожиданностью не только для организаторов оппозиционного митинга, но и других местных силовых структур. В МВД республики, куда мы позвонили, вообще ничего не знали об этой новости. Свои разъяснения РС дали лишь в пресс-службе оперативного штаба УФСБ по Ингушетии.
Непредставившийся сотрудник ведомства озвучил следующее:
- Обстановка в республике Ингушетия продолжает оставаться сложной. В Управлении ФСБ России по Республике Ингушетия (РИ) имеется информация о том, что в местах массового скопления людей на территории республики членами подполья готовятся террористические акты - нападения на здания административных органов республики, провоцирование вооруженных столкновений с органами правопорядка. В последнее время в РИ участились случаи обстрелов военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и граждан республики. Имел место самоподрыв начиненного самодельным взрывным устройством автомобиля, который мог быть использован для совершения террористического акта. Нападение на линии и узлы связи, проведенные бандитами, свидетельствуют о возможной подготовке масштабного теракта на территории республики.
- В порядке, предусмотренном Федеральным законом «О противодействии терроризму» к работе приступил оперативный штаб РИ под руководством начальника Управления ФСБ России по РИ. С целью устранения угрозы совершения террористических актов на территории Республики Ингушетия, а также предотвращения готовящихся подобных акций оперативным штабом принято решение с 10 часов 00 минут с 25 января 2008 года объявить зоной контртеррористической операции следующие территории. Первая - город Назрань в пределах жилого массива, ограниченного улицами Набережная, улицей Дудаева, улицей Ингушской, улицей Картоева, улицей Фабричной. Вторая - город Магас в пределах административной границы. Третья - Барсукинский муниципальный округ города Назрани в пределах жилого массива, ограниченного улицами Алханчуртской, улицей И.Зязикова, улицей Б.Зязикова, железнодорожным полотном, улицей Магистральной, улицей Картоева. Четвертая - окрестности станицы Нестеровская. В указанных районах на период всего времени проведения операции вводится правовой режим контртеррористической операции. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» в данной зоне будет действовать ряд ограничений. А именно: ограничение доступа граждан и транспортных средств на указанную территорию, досмотр физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе и с применением технических средств ; беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористические операции, в жилые и служебные помещения и ряд других предусмотренных законодательством мер.
- Обстановка контролируется. Мы обращаемся к гражданам с убедительной просьбой сохранять спокойствие, не допускать хаоса и массовых беспорядков, а также вмешательства в действия правоохранительных органов. Информация о ходе развития ситуации будет предоставляться дополнительно.
Объявление о зоне контртеррористической операции стало полной неожиданностью и для руководителей ингушской оппозиции, которые 26 января собираются вывести на центральную площадь Назрани десятки тысяч жителей, недовольных властью, под руководством Мурата Зязикова.
Один из руководителей оргкомитета этой акции Магомед Евлоев не сомневается, что данное решение спецслужбы приняли для того, чтобы помешать и запугать участников митинга: «Это попытки сорвать завтрашний митинг, напугать население. Вчера они в листовках уверяли, что это митинг ваххабитов, боевиков. Они написали, что отвечают за информацию о подготовке боевиками терактов в местах массовых скоплений людей и нападение на административное здание города».
Г-н Евлоев опасается, что в случае силового разгона митинга в Назрани могут начаться уличные бои: «Я боюсь, что на этом митинге будет кровопролитие, потому что эта власть пойдет на все, чтобы... Если власти пойдут на разгон мирного митинга, мое мнение, в Назрани развернутся уличные бои, которые никому не нужны. Кровопролитие будет. Власть, наверное, хочет это кровопролитие».
Несмотря на объявленную контртеррористическую операцию, видимого усиления режима в Ингушетии пока не наблюдается. На дорогах, ведущих в Назрань, ситуация спокойная. Сотрудники милиции и военные работают в обычном режиме. В самом городе стало чуть больше пеших милицейских патрулей, что никак не отражается на жизни местных жителей.
«Какой митинг нужно проводить для курса Путина?!»
Член Совета Федерации от Ингушетии Исса Костоев (с ним побеседовал корреспондент РС Олег Кусов) полагает, что нет никаких оснований полагать, что введенные в республике ограничительные меры направлены на подавление выступлений оппозиции. По его словам, и об этой последней в силу ее маргинальности едва ли можно говорить всерьез:
- В последнее время на территории Ингушской Республики имеют место проявления террористического характера. Плюс ко всему этому объявлен митинг какой-то. Для того, чтобы не допустить каких-либо террористического характера проявлений в период скопления людей на митинге, приняли меры, чтобы обезопасить население. Ничего другого там не происходит. Это явление обычное, ситуация там контролируемая.
«Каким-то митингом» наш собеседник назвал акцию, которую оппозиционная президенту Мурату Зязикову общественность планировала провести 26 января:
- Магомед Евлоев и ряд лиц других, которые будоражат население... Какой митинг? Вы знаете, как назван этот митинг? «В поддержку курса Владимира Путина». Какой митинг нужно проводить для курса Путина, когда Ингушетия буквально месяц назад проголосовала за курс Путина. Для чего теперь делать в поддержку курса Путина митинг в Ингушетии в столь непростое время?
Сенатор считает бессмысленной организованный сайтом ingushetia.ru акцию сбора подписей людей, которые утверждают, что не голосовали 2 декабря (и, соответственно, официальные данные о близкой к 100-процентной явке в республике сфальсифицированы):
- Я знаю, какие могут быть отклонения, нарушения в любых выборах - будь то местные, федеральные, региональные. [Это] звенья одной цепи, выстроенные определенным кругом лиц для дестабилизации обстановки в этой республике. Когда выдавили этих людей из Чечни, они здесь обосновались, к ним примкнули и те, которые оказались сегодня не у власти, которые говорят себе – чем хуже, тем лучше. Евлоев, который открыл этот сайт и начинает там полоскать людей... Надо сначала оборотиться к себе, [прежде] чем критиковать такие вещи. Эта акция совершенно пустая.