Как ожидается, официальные итоги выборов в Госдуму будут объявлены не позже пятницы. «Единая Россия» будет обладать на Охотном ряду конституционным большинством. Эксперты сходятся на том, что оспаривание результатов голосования в суде бесперспективно. Но кто реально будет работать в Думе вместо украшавших бюллетени «паровозов»?
На вопросы Радио Свобода отвечает руководитель дирекции программ мониторинга избирательных компаний Независимого института выборов Аркадий Любарев.
- К ак вы видите расклад по депутатским мандатам? Сколько мест получает каждая из партий?
- «Единая Россия» (ЕР) , по моим данным, получает 315 мандатов, то есть действительно твердое конституционное большинство, остальные три партии получают где-то около 40 мандатов [каждая], чуть больше - чуть меньше. Например, «Справедливая Россия» должна получить 38 мандатов, ЛДПР и КПРФ немного больше.
- Как определяется, кто из списка партий получает мандат?
- Это четко закреплено в методике, по которой ЦИК проведет расчеты и определит избранных депутатов. Сначала мандаты передаются кандидатам, которые были в центральной части [списка], их не больше трех, затем между региональными частями делятся пропорционально числу голосов, которые получила партия на соответствующей территории. Скажем, региональных групп от 80 до 100 у всех партий. У ЕР на одну группу будет приходиться четыре депутата в среднем, Москва получит гораздо больше, а какие-то регионы получат по одному мандату. У «Справедливой России» Москва и Петербург должны получить по два мандата и еще 35 региональных групп по одному мандату.
- Всегда было известно всегда, что первые лица «Единой России» не собираются работать в Думе. Как тогда будет определяться, кто их заменит там?
- З акон разрешает депутату отказаться от мандата. Очевидно, что губернаторы, как и все предыдущие разы, не пойдут в Думу, от мандата откажутся и, соответственно, получат мандаты те, кто по очереди стоит в этой группе. Но стоит не непосредственно за ними, потому что они получат мандаты сразу. То есть кто-то там на четвертых-пятых местах будет получать мандаты вместо тех, кто откажется. Вполне возможно, откажутся не только губернаторы, есть министры в списках, есть мэры, которые тоже могут отказаться от мандатов. Мы сейчас точно сказать не можем, кто откажется, а кто пойдет в Думу.
- Получается, что мандаты перейдут к тем, кто вообще не фигурировал в бюллетенях?
- Да, обязательно получит мандаты тот, кто не фигурировал в бюллетенях, поскольку, как я говорил уже, ЕР в среднем получает четыре мандата на одну региональную группу.
- Каковы шансы того, что сам Владимир Путин сможет остаться в Думе?
- Мне трудно предсказывать решения президента, но я сомневаюсь [в т а ком решении]. Хотя по новому закону кандидат, который отказался от получения мандата, остается в списке и в принципе может стать депутатом и позже. То есть такой вариант в принципе не исключен, но я думаю, что он маловероятен. Путин никогда не был депутатом и, мне кажется, у него нет вкуса к этому.
- Но если все же предположить такую возможность, как это будет сделано? Кому-то из действующих депутатов придется отказаться от своего мандата?
- Когда депутат слагает свои полномочия, а это может быть добровольно, в связи с переходом на другую работу (в принципе не исключено, что и по требованию партии), тогда у партии есть возможность вместо него делегировать не того, кто стоит по очереди в списке, а того, кого она сочтет нужным.
- Вы можете назвать несколько ярких личностей, которые точно будут работать в Думе?
- У нас во всех партиях есть яркие личности. Наиболее интересно, кто проходит от «Справедливой России». Не секрет, что этот список составлялся из самых разнородных элементов, в список попали представители, которые были раньше чуть ли не во всех других партиях. Очень много бывших яблочников прошли по списку СР - Михаил Емельянов, Оксана Дмитриева, Иван Грачев, Галина Хованская, бывший член Республиканской партии Валерий Зубов, эспээсовцы Елена Мизулина и Вера Лекарева. Практически все они возглавляли региональные группы, и эти группы получили достаточное количество голосов. Они проходят, по моим данным. А, например, элдэпээровцы Алексей Митрофанов и Егор Соломатин, по моим данным, не проходят, так же, как и бывший коммунист Александр Куваев.