Лидер коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров должен сегодня выйти на свободу после пяти суток административного ареста, на которые его осудили после задержания во время субботнего Марша несогласных в Москве. В судебном постановлении говорится, что заключение Каспарова заканчивается 29 ноября в 15 часов 45 минут. При этом до сих пор неизвестно, где именно содержится Гарри Каспаров, даже его адвокату Ольге Михайловой. За все время заключения она ни разу не была допущена к своему подзащитному.
Об этом Ольга Михайлова рассказала в интервью Радио Свобода:
- Я пришла в ГУВД города в Бюро пропусков. Мне уже даже почти начали оформлять пропуск для того, чтобы пройти к Гарри Кимовичу Каспарову, но поступил какой-то некий приказ о том, что адвоката к Каспарову не пускать. После чего мне было отказано. Я как всегда пошла и подала очередные заявления на имя начальника ГУВД города и начальника спецприемника, где содержится Гарри Кимович Каспаров.
- И каждый раз вам сообщают, что какие-то приказы поступают?
- Когда я звонила разным дежурным, мне давали телефоны. Кто-то со мной хотел разговаривать, кто-то почему-то быстро вешал трубки, только узнав, кто я. Все ссылались на то, что нет руководителя, который может дать распоряжение выписать мне пропуск. Дьяченко, некий дежурный, какой-то дежурный подполковник, по крайней мере, он так представился, - все они говорили о том, что руководства нет или, что это не их компетенция.
- А вы пытались установить контакт с руководством ГУВД?
- Да. С руководством спецприемника я разговаривала. Но мне говорили о том, что к административно арестованным адвокатов не пускают. Это были устные ответы. Пока на мои письменные все заявления ответа не последовало.
- А вы как юрист можете дать какую-то оценку вот этим заявлениям?
- Есть прямое действие Конституции. Начнем просто с этого. Конституция гарантирует каждому получение квалифицированной юридической помощи. Наше законодательство, в том числе и Кодекс об административных правонарушениях, предусматривает, что каждый задержанный с момента задержания имеет право на адвоката. Какой закон ни взять, это абсолютное право! Оно гарантируется Конституцией, любым другим законодательством, в том числе и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
- Вы каждый день подаете жалобы. Как вы оцениваете перспективы этих жалоб?
- Сложно сказать, какой это будет иметь эффект. Потому что, я так понимаю, что за несколько десятков лет похожей ситуации просто не было. Всегда люди имели право общаться со своим адвокатом до 24 ноября 2007 года, как я понимаю. Все адвокаты не допущены были к своим подзащитным: четыре адвоката в разные ОВД города Москвы (ОВД Басманного района - туда не пустили меня и адвоката Анну Полозову, ОВД Таганского района, где содержался задержанный Лев Александрович Пономарев - не допустили адвоката Светлану Давыдову, и не допустили в ОВД Якиманка адвоката Прохорова). Все мы по этим фактам подаем комплексную жалобу, вернее, заявление о возбуждении уголовного дела в прокуратуру города Москвы и Генеральному прокурору Российской Федерации с просьбой о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц правоохранительных органов, которые допустили подобные нарушения в отношении адвокатов.
- Если говорить о ситуации, в которой оказался Гарри Каспаров, что и вы, и родственники точно не знают его места нахождения, как можно ее прокомментировать?
- Это прецедентная ситуация. Потому что я знаю его место нахождение только со слов руководства спецприемника, где он должен содержаться. Никакой другой информацией, несмотря на свои многократные заявления, я пока не располагаю. И точно сказать, где он находиться, в связи с этим, конечно же, я не могу, тем более что я к нему не допущена.