Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Владимир Бабурин.
Марк Крутов: Участники предвыборной гонки продолжают агитацию в средствах массовой информации. Дебаты на центральных телеканалах вчера вечером и сегодня утром смотрел Владимир Бабурин.
Владимир Бабурин: Во вторник вечером на Российском канале сошлись коммунисты, СПС и "Справедливая Россия", три партии, чьи шансы на прохождение в пятый созыв Госдумы выходят за рамки статистической погрешности и расцениваются социологами (не всеми, правда), как вполне реальные.
Но дебаты получились не очень. Все понимали, что главный соперник остался за дверями студии, а по избирательному закону трудно критиковать без печальных последствий программы конкурентов. Реальная полемика возникла лишь однажды, когда Сергей Миронов, объявивший, что его "Справедливая Россия" находится в жесткой оппозиции к "Единой России", грудью бросился защищать лидера списка единороссов Владимира Путина от Бориса Немцова.
Борис Немцов: Вы знаете, я исколесил всю Россию, и я вам могу сказать, что такого количества лизоблюдов, лицемеров и холуев, сколько расплодилось при Путине, я не видел в нашей стране никогда. Просто противно на это смотреть. На митинги загоняют за деньги людей, чтобы они кричали "да здравствует великий Путин, останься с нами, иначе мы помрем". Людей, угрожают им, что их уволят с работы. Людей выгоняют из университетов, если они не ходят на эти митинги. Что это такое? Все это сделала администрация президента. Пришли разнарядки в регионы, губернаторы получили...
Сергей Миронов: А причем культ личности Путина?
Борис Немцов: А что же это такое?! Если из администрации президента кричат, организовывайте митинги за то, чтобы он с нами остался навеки, что это такое? Скажите, что это такое?
Сергей Миронов: Вы еще скажите, что "Единая Россия", которая отказалась от дебатов, не подставила Путина.
Борис Немцов: В "Единой России" трусы просто, они трусы.
Сергей Миронов: Да, я с вами согласен, но они, обратите внимание, они подставили президента и не дали президента быть на линии огня. Очередную медвежью услугу...
Борис Немцов: Он бы мог сам участвовать в дебатах.
Сергей Миронов: Он бы мог...
Борис Немцов: Ну, пусть пришел, мы бы с ним поговорили, у меня, кстати, к нему вопросы.
Сергей Миронов: Он бы и хотел, только "Единая Россия" его не спросила.
Борис Немцов: У меня к нему вопросы есть, к Владимиру Владимировичу.
Сергей Миронов: У меня тоже.
Борис Немцов: У вас тоже к нему есть вопросы?
Сергей Миронов: Да.
Борис Немцов: Замечательно. Давайте зададим ему эти вопросы.
Сергей Миронов: Только "Единая Россия" лишила такой возможности нашего президента и сделала это самостоятельно.
Борис Немцов: А вы считаете, что у нас президент такой немощный, что он послушал "Единую Россию"?
Сергей Миронов: Президент у нас очень мощный и это как раз является свидетельством того, какую он имеет поддержку у россиян.
Борис Немцов: Сергей Михайлович, я знаю, что вы любите Путина очень...
Сергей Миронов: Я его уважаю. Я люблю женщину свою любимую...
Борис Немцов: Но вы зря его отделяете от массы чиновников, которых он сейчас возглавил. Он на самом деле лидер не страны, он лидер российской бюрократии.
Сергей Миронов: Он общенациональный лидер.
Борис Немцов: Нет, он доказал это, возглавив эту партию.
Владимир Бабурин: Это, пожалуй, был самый яркий момент дискуссии, а все остальное оказалось много скучнее, за исключением нескольких откровений, если не сказать, открытий, для меня, по крайней мере. Первое: повышение зарплат и пенсий - это правая идея, сообщил господин Немцов. Господин Миронов открыл старую русскую поговороку "семь раз отмерь, на восьмой голосуй", объяснив для непонятливых, вроде меня, что его партия в избирательном бюллетене восьмая. Коммунисты Светлана Савицкая и Олег Смолин накануне 90-й годовщины Октября объявили, что нынешним коммунистам каяться не в чем.
Светлана Савицкая: Нынешнее поколение коммунистов ни репрессий, ни каких-то действий против нашего народа не проводило. А то, что было раньше, партией КПСС осуждено давно и об этом все наши граждане знают, это мы уже проехали, давайте смотреть вперед.
Олег Смолин: Я думаю, что каяться должны были бы товарищи Горбачев и Ельцин, которые занимали высокие посты в этот период - это первое.
Владимир Бабурин: А второе - именно коммунисты вносили закон об интересах репрессированных людей, лучше всех голосовали и это были реальные дела, а не политический треск.
Утро среды обошлось без поливания соком. Владимир Жириновский и Борис Немцов предельно корректно, если не сказать, скучно, говорили о внешне политике. Немцов - об угрозе китайской экспансии, давно уже отказавшийся от мытья сапог в Индийском океане Жириновский - о восстановлении союза.
Владимир Жириновский: Речь не идет о том, чтобы кого-то присоединять. Но русских миллионы остались проживать в соседних с нами государствах. Если там сложится благоприятная обстановка, пройдут референдумы абсолютно добровольно и будет изъявлено желание воссоединиться с соседней территорией, например, Восточная, Южная Украина, Приднестровье через юг Украины, если юг Украины войдет в Россию, Абхазия, которая входила в состав Российской империи самостоятельно, Южная Осетия, Казахстан и вся Средняя Азия, ибо в 1991 году они не хотели уходить, их просто вытолкнула команда Ельцина, они ничего не понимали, в Туркмении вообще позже всех...
Ведущий: Как обратно-то, Владимир Вольфович?
Владимир Жириновский: Только по желанию. Через экономику, через культуру, через русский язык, через угрозы.
Владимир Бабурин: Но пока Союз не восстановлен, партнеры по СНГ должны платить за нефть и газ по мировым ценам. Борис Немцов в ответ призвал миллионы достойных, умных и свободных людей прийти 2 декабря на выборы и проголосовать за оппозицию.