Ссылки для упрощенного доступа

«Режим в Белоруссии — один из самых репрессивных в Европе»


Александр Козулин - один из четырех официально признанных узников совести в Белоруссии. Но и одного такого много для европейской страны, считают правозащитники
Александр Козулин - один из четырех официально признанных узников совести в Белоруссии. Но и одного такого много для европейской страны, считают правозащитники

Об этом заявила президент Международной федерации прав человека Сухайр Белхассен на пресс-конференции 1 ноября по итогам своего визита в страну. За три дня ее пребывания в Белоруссии ни один местный чиновник так и не пожелал встретиться с правозащитницей.


Международная федерация прав человека — влиятельная организация, объединяющая более 140 правозащитных структур из разных стран мира. За последние 25 лет федерация организовала порядка полутора тысяч миссий в страны, где существуют проблемы с соблюдением прав человека. Очевидно, что современная Белоруссия является именно такой страной, о чем и сказала госпожа Сахайр Белхассен на итоговой пресс-конференции в Минске:


«Я хотела посетить эту страну. В Европе Белоруссия – черное пятно, и эта ситуация ненормальна. Недостаточно просто запретить въезд в Европу людям, имеющим отношение к исчезновениям оппозиционных лидеров. Меня впечатлило, что в Белоруссии не остается никаких сфер для свободы в обществе, поскольку даже мелкие предприниматели подвергаются давлению со стороны власти. Нужно быть внимательными к 4 ноября, к «Социальному маршу», чтобы не дать случиться репрессиям»


По мнению президента Международной федерации прав человека, европейское сообщество прилагает недостаточно усилий для того, чтобы исправить ситуацию с правами человека в Белоруссии. «Нужно поддержать деятельность правозащитных и других негосударственных организаций, которые работают в Белоруссии фактически в полуподпольном состоянии», — считает Сухайр Белхассен.


Кроме того, по ее словам, «нужно мобилизовать европейское сообщество для того, чтобы все узники совести в Белоруссии были освобождены». «Сейчас международным сообществом признаны четыре узника совести - это Дмитрий Дашкевич, Артур Финькевич, Андрей Климов и Александр Козулин. Но даже если бы в Белоруссии был только один узник совести, это все равно было бы слишком для европейской страны», - считает президент Международной федерации прав человека.


За три дня своего визита госпожа Белхассен встретилась с белорусскими правозащитниками, в том числе с руководителем правозащитной организации «Весна-96» Алесем Бяляцким, которую власти лишили регистрации. Кстати, Бяляцкий в этом году был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию мира.


Президент Международной федерации прав человека посетила и белорусские регионы, побывав в Гродно. «И если в Минске, благодаря присутствию журналистов и правозащитников, активисты демократических сил хоть как-то защищены, то в регионах репрессии носят систематический характер — без освещения этих проблем в прессе, без огласки», - сказала она.


Однако, ей так и не удалось встретиться ни с кем из официальных лиц. Белхассен выразила желание побеседовать с представителями четырех министерств – юстиции, информации, иностранных и внутренних дел. И если представители МИД, используя все дипломатическое мастерство, отвечали журналистам уклончиво: «просьба изучается», «это зависит от рабочего графика сотрудников министерства», то помощник министра информации Виктор Козлов сказал открыто: «У нас такие встречи не запланированы – у руководства есть ранее принятые на себя обязательства. В их обращении написано, что они хотели бы обсудить вопросы прав человека. Мы не видит темы для разговоров – не то ведомство»


Президент Международной федерации прав человека так прокомментировала поведение белорусских чиновников: «Им есть что прятать, поэтому они и не встретились. Я хотела говорить про конкретные случаи, а слушать горькую правду не совсем приятно. Они не хотели оказаться в ситуации, когда нужно оправдываться и искать какие-то аргументы».


Сухайр Белхассен также заявила, что Международная федерация прав человека создаст комитет в поддержку Андрея Климова. По ее словам, случай с осуждением Климова за статью, размещенную в Интернете, является беспрецедентным. Она заявила, что намерена поставить вопрос о белорусских политических заключенных в Комитете по правам человека и Комитете по пыткам ООН.


XS
SM
MD
LG