Ссылки для упрощенного доступа

Министр обороны США Роберт Гейтс дал эксклюзивное интервью Радио Свобода/Свободная Европа


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Лагунина.



Дмитрий Волчек: В Праге находится с визитом министр обороны США Роберт Гейтс. После встречи с премьер-министром Чехии Гейтс заявил, что график строительства системы противоракетной обороны в Европе будет зависеть от хода переговоров с Чехией и Польшей, и он не предвидит каких-то перемен. Накануне, выступая на конференции историков, посвященной отношениям СССР и США в годы «холодной войны», госсекретарь США выступила с довольно резким заявлением, что Соединенные Штаты уважают российские интересы, но не в интересах России использовать свое богатство, богатство, принесенное нефтью и газом, в качестве политического оружия. И не в ее интересах угрожать независимым соседям, как части старой сферы интересов. Что происходит в американо-российских отношениях в последние полгода? Министр обороны США Роберт Гейтс сегодня дал эксклюзивное интервью Радио Свобода/Свободная Европа.



Ирина Лагунина: В последнее время Россия стала намного более агрессивной и в своей риторике и в противостоянии западной политике по таким вопросам, как Косово, Иран или создание системы противоракетной обороны в Европе. Есть ли смысл по-прежнему называть Россию стратегическим партнером?



Роберт Гейтс: Думаю, нам стоит по-прежнему рассматривать Россию как стратегического партнера - то тех пор, пока нам не представят доказательства обратного. Да, в последнее время было немало риторики, но что касается конкретных действий, то российская сторона не приняла пока никаких необратимых решений, а в некоторых областях они продолжают играть конструктивную роль. Так что с моей точки зрения, мы должны по-прежнему рассматривать Россию, как стратегического партнера, работать вместе в тех направлениях, в которых мы можем работать вместе, и пытаться убедить их принять нашу точку зрения в тех вопросах, которые вызывают споры.



Ирина Лагунина: Кто-то говорит даже о том, что началась новая «холодная война». У вас личная долгая история отношений с Советским Союзом во времена «холодной войны», в том числе и на посту директора Центрального разведывательного управления. Как бы вы сравнили отношения с Москвой в те времена и сейчас?



Роберт Гейтс: Мы участвовали в глобальном конфликте с Советским Союзом. Часто это происходило через «посредников». Но в конечном итоге нам противостояли 40 тысяч кубинских военнослужащих в Эфиопии, еще 40 тысяч - в Анголе, Куба экспортировала революцию в страны Центральной и Южной Америки - при значительных советских субсидиях. Советский Союз также финансировал антиправительственные движения в Европе. Нам приходилось иметь дело с Варшавским пактом. Эта страна, Чехия, например, не была свободной, как не были свободными Польша, Болгария, Румыния и все страны Восточной Европы. Мы развивали бесконечную гонку вооружений. Советский Союз в те времена тратил больше на вооружение, чем Россия сейчас. Это был совсем другой мир. И хотя сейчас, повторяю, риторика весьма напряженная, реальность состоит в том, что есть области, в которых мы можем сотрудничать и сотрудничаем. Просто сейчас нет ничего похожего на глобальное соперничество или глобальный конфликт, который существовал тогда. И люди тогда боялись, что наши ядерные ракеты нацелены друг на друга. Сейчас, по-моему, мир абсолютно другой. И как я сказал в ходе конференции по безопасности в Мюнхене (в феврале этого года), никто не заинтересован в новой «холодной войне», и я думаю, что россияне в ней тоже не заинтересованы.



Ирина Лагунина: Нынешняя администрация США поставила в повестку дня развитие свобод и демократии в мире. Это стало частью политики Соединенных Штатов. Но есть ли у США рычаги, возможности влиять на демократические процессы извне России?



Роберт Гейтс: Знаете, мы не думали, что у нас есть какие-то рычаги, когда приехали в Хельсинки в 1975 году, а получилось, что Хельсинский акт сыграл основную роль в крушении Советского Союза и освобождении Восточной Европы. Так что не надо недооценивать определенный моральный вес. Но мне кажется, что мы также должны проявлять настойчивость и последовательность. В конце концов, наша политика в отношении Советского Союза длилась практически полвека.



Дмитрий Волчек: Полностью интервью с министром обороны США Робертом Гейтсом слушайте сегодня вечером в программе Время и мир в 22 часа по Московскому времени с повторением в 2 часа ночи и в 10 утра в среду.


XS
SM
MD
LG