В России по закону церковь отделена от государства, поэтому распространенная сейчас практика освещения государственных учреждений по православному обряду является, по сути, незаконной. Конфликт возникает, когда к участию в обряде помимо своей воли привлекаются нерелигиозные люди. Особенно остро встает проблема, когда дело касается начальной школы, как это произошло в одном из сел Воронежской области.
1 сентября сын протестантского пастора Давид Перов из поселка Грибановка Воронежской области пошел в первый класс. А уже через два дня мальчик рассказал родителям, как в школу приходил местный православный батюшка, сын которого учится в том же классе. Под руководством священника учительница и дети крестились и целовали крест. Уже после молебна на переменах школьники с использованием силы принялась обучать Давида, оказавшегося «белой вороной», молиться по-православному. Представители властных структур и в Грибановке, и в Воронеже либо категорически отрицают применение детьми силы в отношении мальчика из протестантской семьи, либо используют более мягкую формулировку – «факт не подтверждается».
«Меня поразило, что именно мне пеняют, на то, что я себя пиарю, в это втягиваю своего сына. Хотя то, что священник прошел в класс, и то, что учительница нас не поставила в известность, - это все умалчивают и считают это незначительной такой вещью. А за то, что я придал огласке это дело, меня считают виновным. Действия священника они оценивают: "Ну, священники освещают сейчас все, что вы так удивляетесь?"», - рассказывает пастор Алексей Перов.
Закон совершение религиозных обрядов в школе запрещает категорически. Ситуацию комментирует юрист межрегиональной правозащитной группы «Воронеж Черноземье» Ольга Гнездилова: «Здесь, конечно, есть прямое нарушение закона о свободе совести и религиозных объединениях, поскольку в нем сказано, что малолетние не могут быть привлечены к участию в богослужениях. И в том же законе написано, что каждый имеет право исповедовать любую религию и не может быть принужден к участию в каких-либо обрядах. Конечно, креститься и целовать крест - это является православным обрядом. И человеку который исповедует другую религию, не исповедует никакой, это достаточно тяжело делать, тем более если это семилетний ребенок, который вообще не понимает, что от него хотят»
На вопрос о том, насколько широко распространена такая практика освящения школ, помещений, государственных учреждений, Ольга Гнездилова ответила: «Такой статистики я дать не могу, но то, что и ЗАГСы города Воронежа освящены, им подарены иконы, это факт. Многие учреждения, которые являются муниципальными или государственными, они освящаются православной церковью. Мы знаем воинскую часть, которая освящена. Поэтому, конечно, это распространенная практика, и с ней надо что-то делать, потому что это прямое нарушение закона».
Однако, несмотря на общий запрет совершения религиозных церемоний в государственных и муниципальных учреждениях, российское законодательство до сих пор не разработало внятных правил контроля за соблюдением норм светскости. Об общих принципах распределения ответственности за происходящее в учебных заведениях Радио Свобода рассказал заместитель начальника Управления образования Воронежской области Валерий Трещалин: «За соблюдением законов в образовательных учреждениях, направленных на обеспечение гарантий прав учащихся, должны отвечать в первую очередь руководители учреждений, а также в немалой степени учредитель, руководители органов управления образованием. Учитель, как человек, который имеет определенные должностные обязанности в образовательном учреждении, обязан исполнять распоряжения, локальные акты образовательного учреждения, но в той мере, если они не противоречат установленному законодательству».
Учитель Давида Перова и директор школы уже написали объяснительные в региональное Управление образования по поводу инцидента.